Доллар все же непобедим — народ, будто готовясь к девальвации, скупает валюту.
Поскольку за две последние торговые недели доллар заметно поднялся против тенге, то осенние данные Нацбанка о купле-продаже наличной инвалюты самым естественным образом показали, в какой степени казахстанцы были готовы к такому повороту.
В августе объем покупки населением долларов в обменных пунктах вырос по сравнению с июлем на четверть, до $972,3 млн – второго по величине месячного результата 2016 года. При этом все лето этот показатель рос ежемесячно, что в Нацбанке объяснили сезонным спросом на инвалюту в период массовых отпусков.
Действительно, в сентябре по сравнению с августом население приобрело наличных долларов меньше на 16,7%. Но в абсолютном выражении обменные пункты продали «зеленых» за первый месяц осени на сумму $809,9 млн, что не так уж и мало – ведь это третий по величине месячный объем 2016 года! По сравнению же с июлем сентябрьский результат оказался больше на 4,1%, с июнем – на 46,6%. Что особенно важно, сентябрь стал третьим подряд месяцем, в котором долларов было продано населению гораздо больше по сравнению с их покупкой обменниками. Разница (объем нетто-покупки) составила $325,4 млн, тогда как в августе было $450,1 млн, в июле — $284,2 млн. Таким образом, на руки у населения за три этих месяца прибыло наличной $1,59 млрд.
Примечательно также, что в сентябре по сравнению с августом увеличились продажи обменными пунктами единой европейской валюты на 8,7%, до 74,0 млн евро – второго по величине месячного результата 2016 года. По российской же валюте сложилось снижение на 8,8%, до 10 млрд 588,3 млн рублей.
А вот по китайским дензнакам падение оказалось весьма значительным – 30,6%, до 15 млн юаней, тогда как по британской валюте сложился прирост на 15%, до 4,6 млн фунтов стерлингов.
Кроме того, по всем перечисленным валютам, кроме китайской, также сложилась положительная разница между объемами их продаж обменными пунктами и покупки у населения.
Добавим также, что если сравнивать сентябрьские данные о продаже иностранной наличности с ноябрем 2015 года, когда Данияр Акишев сменил в Нацбанке Кайрата Келимбетова, то по российской валюте прирост составил 5,1%, британской – 53,3%, китайской – 38,9%.
Впрочем, в Нацбанке утверждают, что все дело в снизившейся потребности казахстанцев в наличных долларах, а также в росте их предпочтений сберегать накопления в тенге, а не в иностранной валюте. Может, оно и так, однако стоит отметить, что по сравнению с сентябрем прошлого года объем нетто-покупки «зеленых» уменьшился всего на 20,2%, так что соотечественникам вполне по силам наверстать упущенное, если, конечно, Нацбанк не будет девальвировать тенге нынешними быстрыми темпами.
А из сообщений российских СМИ следует, что и в России население по осени активно запасалось валютой в ожидании вполне возможного падения рубля к доллару предстоящей зимой.
Факторы в пользу девальвации российской валюты известны – это и предстоящее повышение учетной ставки ФРС США, и президентские выборы в этой стране, и снижение мировых цен на нефть
Кроме того, российским компаниям предстоит потратиться на выплаты по своим внешним обязательствам.
Покупка/продажа наличной иностранной валюты обменными пунктами РК в 2015-2016 годах, млн единиц.
Источник: Национальный банк РК.