Даже подозрение в причастности к экстремизму будет основанием для включения в черный список.
Положение вступит в силу с 17 января 2017 года. С этой даты физическим и юридическим лицам на территории Узбекистана запрещается предоставлять доступ прямо или опосредованно к денежным средствам и иным материальным ресурсам:
Перечень будет формироваться на основании сведений госорганов и сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций.
Причины такого ужесточения понятны. В Узбекистане продолжают задерживать вербовщиков-экстремистов. Кстати, во всех новых уголовных делах прослеживается российский след.
В октябре в Хорезмской области осуждены члены религиозно-экстремистской группы, вербовавшие сограждан для выезда в Сирию. Суд приговорил семерых человек к лишению свободы сроком от 5 до 8,5 лет. По официальным данным, в преступное сообщество входило 11 человек, однако четверым удалось скрыться и выехать транзитом через Турцию в Сирию. Суд вынес им заочное обвинение и объявил в розыск.
В ходе судебного расследования установлено, что все обвиняемые в свое время выезжали на заработки в Краснодар, где организовали ячейку течения «Джихадизм». Они агитировали людей на выезд в Сирию на так называемый «джихад» и собирали деньги в общую кассу для оказания финансовой поддержки своим единомышленникам.
Другой эпизод: Бухарский областной суд приговорил Бобура Хафизова к 8 годам лишения свободы за распространение экстремистских идей и вербовку сторонников террористической организации «Исламское государство». По данным следствия, Хафизов вербовал в социальных сетях, размещая инструкции и материалы религиозно-экстремистского характера с призывами джихада.
По данным прокуратуры, Хафизов в декабре 2015 года вернулся в Узбекистан из Нижнего Новгорода, где отбывал девятилетний срок заключения за распространение наркотиков.
«Находясь в местах заключения, Хафизов попал под влияние представителей религиозно-экстремистских течений,
связанных с вербовкой боевиков в Сирию, и после возвращения на родину продолжил деятельности по вербовке», — отметил представитель прокуратуры.
В Узбекистане в последнее время судебные и правоохранительные органы регулярно сообщают о приговорах в отношении граждан, планировавших отправиться в Сирию. В частности, в августе судом в Самарканде на срок 10 до 13 лет были осуждены 5 человек, планировавших присоединиться к рядам ИГ. В конце июля в Намангане за аналогичное преступление были обсуждены еще 7 человек.
Блокировка счетов — не единственная мера узбекских властей. Премьер-министр Шавкат Мирзиёев предложил странам Организации исламского сотрудничества создать международный центр по изучению многогранного религиозно-духовного наследия исламского мира. В качестве базы для такого центра Мирзиёев предложил мемориальный комплекс имама аль-Бухари в Самарканде.
Еще одна инициатива Узбекистана – создание в составе Ташкентского исламского университета специальной кафедры Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO).