Узбекистан наращивает экспорт продуктов в Казахстан, но вместе с этим растут и цены. Почему?
В Узбекистане в полном разгаре сбор урожая осенних фруктов и овощей. Внутренний рынок перенасыщен продуктами сельского хозяйства, поэтому значительная часть урожая уходит в соседние Казахстан и Россию.
Объем экспорта свежей и переработанной плодоовощной продукции в течение 9 месяцев текущего года превысил 543 тысячи тонн, с ростом на 40,4% к аналогичному периоду 2015 года. По официальному прогнозу, в Узбекистане в этом году запланировано производство:
С 2016 года в республике введен госзаказ на закупку 4 млн тонн свежих овощей и фруктов.
В Узбекистане изо всех сил стимулируют экспорт плодоовощной продукции. Правительство создало внешнеторговую компанию «Узагроэкспорт», снизило процент продаваемой валютной выручки для предприятий-экспортеров сельскохозяйственной продукции (теперь этот показатель 25% вместо 50%).
Казалось бы, при таких цифрах и усилиях со стороны Узбекистана Казахстан должен быть завален овощами и фруктами по не очень высоким ценам. Тем более, что по словам руководителя компании по экспорту плодоовощной продукции Алишера Эгамова, спрос на узбекскую плодоовощную продукцию в Казахстане стабильный, хотя по объему намного уступает России. Его компания экспортирует в Казахстан виноград, дыни, арбузы, лимоны, чеснок и хурму.
Разгадка проста — реэкспорт. Казахстанским бизнесменам выгоднее продать узбекские фрукты в Россию, нежели оставлять в Казахстане.
— Купленная казахстанскими оптовиками узбекская плодоовощная продукция не залеживается на местных прилавках. Часть из этого реэкспортируется в соседнюю Россию и Китай, — комментирует Эгамов.
Зарабатывать на реэкспорте предпринимателям Казахстана удается потому, что в Узбекистане неудовлетворительно налажена логистика и упаковка плодоовощной продукции. А вот в Казахстане с этим все куда лучше. У нас узбекская продукция хорошо хранится, упаковывается по международным стандартам, а затем продается уже в другие страны — урожай «казахстанских» фруктов отлично раскупается в России. В Казахстане остается лишь часть — ровно столько, чтобы поддерживать спрос на уровне коммерчески выгодных цен.
— Казахстан – это транзитная страна. И узбекская, и таджикская сельхозпродукция пересекает Казахстан. Возможно, поэтому с точки зрения казахстанцев цены на узбекскую плодоовощную продукцию высокие, — говорит Эгамов.
Зарабатывать на транзите — тоже вариант. Но быть может Казахстану стоит развивать и свое сельское хозяйство по примеру Узбекистана? Цифры экономических мощностей соседей выглядят убедительно:
Если Узбекистан сможет и дальше развивать сельское хозяйство, то…
— Узбекистан может и должен стать реальным новым двигателем развития Центральной Азии. В этой стране легко обеспечить двухзначные темпы экономического роста. Сравнивать сегодня наши экономические показатели через долларовые параметры не совсем корректно в силу отсутствия свободной конвертации сума. Но я верю, что в течение 5-6 лет Узбекистан может удвоить ВВП, чтобы затем удвоить его еще раз в последующие 5-6 лет, что в итоге даст пятикратный рост за 10-12 лет. Казахстану выгоден такой драйвер роста, поскольку помогая и используя его мы можем придать толчок нашей экономике, — говорит Зейнулла Какимжанов.
Узбекистан станет реальным двигателем развития Центральной Азии — Какимжанов