Народ не понимает элиту Казахстана. А элита пока не разобралась, о чем говорить народу, чтобы ей поверили.
Об этом говорит в своем интервью Сергей Рекеда, исполнительный директор Информационно-аналитического центра при МГУ. Рассказывая об основных трендах осени 2016 года в политической и экономической жизни Казахстана, он подчеркнул: «Теперь спокойной жизни у казахстанских чиновников больше не будет». Дословно:
14 октября Казахстан начал экспорт нефти с месторождения Кашаган. Надежды на это месторождение как главное «лечебное средство» для казахстанской экономики — часть пиар-кампании или реальный шанс для выхода на траекторию роста? Признаемся, что многим в России просто непонятна шумиха вокруг этого проекта, тем более что «финальные» и «окончательные» сроки выхода на коммерческую добычу неоднократно сдвигались.
Вопрос, как мне кажется, не в Кашагане. Вопрос в том, какие информационные инструменты используются для создания «позитивных новостей» в экономике. Это очень любопытный и многоаспектный сюжет.
Что объединяет нынешнюю ситуацию в России, Казахстане, Азербайджане? Часть элиты понимает необходимость более глубоких системных экономических реформ. Этих людей может быть не так много в государственном аппарате, но они есть. Допустим, борьба с монополизмом – ключевая тема для азербайджанских реформаторов.
Реформа таможни и налоговой системы – эти сюжеты являются составной частью выступлений Ильхама Алиева на каждом заседании правительства. Найдена верная тональность «разговора с народом» в условиях кризиса и многократной девальвации маната. Я не касаюсь вопроса, как все это будет идти на практике и как осуществится реальный передел сфер влияния в самых «вкусных» точках азербайджанской экономики.
Но на уровне коммуникаций «власть-общество» пиарщиками найдена верная отправная точка.
С таможенным беспределом сталкивались в этой стране все
Выделены в качестве приоритета простые и понятные для местного менталитета вещи. Все ждут реформы таможни и если это наконец случится, то, грубо говоря, станет понятно, что реформаторы на этом этапе победили.
А в Казахстане борьба с кризисом и создание новых точек роста укладываются в комплекс задач, которые были поставлены перед правительством Сагинтаева. По памяти назову то, что лежит на поверхности в рамках экономических реформ – рост несырьевого экспорта, создание рабочих мест через малый и средний бизнес, увеличение объемов и диверсификация сельхозпроизводства, ипотека, индивидуальное строительство.
Стилистика программ развития предполагает мышление через «крупные блоки», понятные бизнесу, инвесторам, политическому классу, но малодоступные для «усвоения» большей частью населения Казахстана. Во времена высоких цен на энергоносители программы «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050» играли серьезную позитивную роль как некие ориентиры в развитии страны.
Но
в период кризиса необходимо, на мой взгляд, снижать уровень общения с народом до самых простых и понятных вещей
Стоило бы вычленить те болевые точки экономики, преодоление которых могло бы позволить правительству Сагинтаева заявить: «Мы смогли переломить ситуацию в этой конкретной сфере». Пока такая точка, такая тема не найдена. Хотя тема воды и развитие агропроизводства имеют колоссальное значение для Казахстана. Но это все-таки «игра вдолгую», а какой-то серьезный результат нужен уже сейчас.
Поэтому формирование «позитивных новостей» идет строго экстенсивным методом – больше хороших новостей про большую нефть. Или, наоборот, если банки не готовы выдержать стресс-тест, то все – караул, система рушится. Это не очень хорошая тенденция, когда любая негативная информация может вызвать проблемы на сравнительно небольшом по объему рынке РК.
То есть информационный шум вокруг Кашагана это прежде всего способ увеличить объем «хороших новостей»? Не совсем так. Казахстанские аналитики неслучайно говорят о том, что в иных условиях, в иные времена это событие могло стать одним из этапных для развития национальной экономики.
Другой вопрос, что эти времена возможно остались в прошлом. Как абсолютно справедливо отметил Тимур Исаев на страницах Forbes, Кашаган положил начало эре притока инвесторов, поверивших в каспийский шельф, как некогда верили в Эльдорадо и одновременно стал символом большой казахстанской нефти, под которую шли инвестиции и повышались кредитные рейтинги. Так и теперь при цене на нефть в 2 раза ниже, чем это было восемь лет назад, положительные новости о главном проекте расцениваются как возможность оттолкнуться и двигаться вверх.
В таком случае, еще раз возвращаюсь к теме, которую затронули чуть раньше — о каких достижениях кабмина мог бы рапортовать новый премьер как о реальном успехе в борьбе с кризисом? Чисто гипотетически.
Нужна социология – что мешает бизнесу развиваться? Какие проблемы больше всего волнуют население? В том же Азербайджане и опросов не нужно было проводить – все в стране знают, как работала таможня и как влияет на развитие торговли монополизм. Казахстан с точки зрения экономики более сложен и многообразен.
Сразу же приходит на ум тема борьбы с коррупцией. В России этот сюжет активно использован в информационных кампаниях со стороны силовых структур, но этот механизм действительно работает. Но и в Казахстане этот ресурс может быть использован активнее – и не только в плане выявления стрелочников. Институциональные реформы, структурные изменения в экономике необходимо закреплять на информационном фронте текущими яркими результатами и достижениями.
Поэтому спокойной жизни у чиновников Казахстана больше не будет.
Требования к умению правильно «подавать» проводимые в стране преобразования имеют теперь значимость ничуть не меньшую, нежели большая кашаганская нефть
Узбекистан станет главным конкурентом Казахстана — эксперт
Эксперты пессимистичны в оценках мощностей «спасительного» Кашагана