Пока политики России и Европы спорят по Сирии и Украине, ученые стран борются с Марсом.
Почти проваленная посадка первого научного модуля Schiaparelli, запущенного совместными усилиями Роскосмоса и Европейского космического агентства (ЕКА) проходила в штормовых условиях. Миссия «ЭксоМарс» столкнулась с одной из самых ужасающих пылевых бурь на Марсе, которые, как известно, периодически охватывают красную планету.
Даже сейчас,
когда ученые из России и Европы объединились, чтобы победить на Марсе, на Земле лидеры этих регионов все еще находятся в натянутых отношениях
Президент Франции Франсуа Олланд обвинил Россию в совершении военных преступлений в сирийском городе Алеппо. Четырёхсторонние переговоры между Путиным, Олландом, канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Украины Петром Порошенко в Берлине не увенчались успехом.
Для ЕКА успех Schiaparelli станет доказательством способности приземляться и передавать информацию с планеты. Хотя длительность миссии модуля составляет всего несколько дней, она рассматривается как важный шаг в совместном прогрессе Европы и России по исследованию Марса. Красная планета – это новый рубеж для космических агентств со всего мира – от Китая до США.
Попытка посадки модуля стала первым шагом ЕКА стоимостью 1,5 млрд евро (1,65 млрд долл. США). Миссия состоит из двух этапов. В марте 2016 года была запущена российская ракета-носитель «Протон-М» с космодрома «Байконур» в Казахстане. Вторая часть миссии запланирована на 2020 год, когда мировые агентства попытаются посадить свои собственные самоходные аппараты на Марсе.
С момента первой посадки в 1971 году восемь космических аппаратов приземлились на Марс, успешно передав данные на Землю. Первым был российский модуль, все остальные принадлежали США. Модуль «Beagle 2», принадлежавший ЕКА, успешно приземлился в 2003 году, но не смог развернуть свои панели солнечных батарей, что сделало передачу данных невозможным.
Изначально миссия «ЭксоМарс» рассматривалась как совместная программа США и Европы, однако
когда в 2012 году Барак Обама сократил финансирование, европейцам пришлось обратиться к другому эксперту в области космических исследований – России
Schiaparelli, результат сотрудничества России и Европы, на Марсе поджидала глобальная пылевая буря. Это редкое явление, которое наблюдали всего лишь девять раз с начала 20-го века, последний – в 2007 году. В 1971 г. в такую же бурю попал орбитальный аппарат НАСА Mariner 9, первый космический аппарат космического агентства США, облетевший Марс. Аппарат преодолел бурю.
Как бы это иронично ни звучало, но Schiaparelli изначально собирался для замеров концентрации атмосферной пыли. Среди инструментов на борту модуля можно найти инструмент под названием DREAMS (описание характера пыли, оценка риска, анализатор окружающей среды на поверхности Марса). Как указывается в презентации ЕКА, «это обеспечит новое понимание роли электрических сил, влияющих на подъем пыли, провоцирующий пыльные бури».
Согласно докладу Лаборатории реактивного движения НАСА от 5 октября 2016 года, увеличение предсказуемости пылевых бурь на Марсе будет «благом для будущих астронавтов». Сотрудники подразделения Калифорнийского технологического института, находящегося в городе Пасадена, утверждают, что бури могут «повлиять на электронику и здоровье, а также на наличие солнечной энергии».
Существуют различные виды бурь на Марсе: локальные, когда Марс находится в перигелии, или ближе всего к Солнцу, и более крупные региональные, или окутывающие «глобальные пылевые бури», которые происходят каждые пять или более лет. Голливудский блокбастер «Марсианин» попытался показать, как актер Мэтт Дэймон прошел через одну из таких пылевых бурей, хотя ученые утверждают, что кинематография не может в точности воспроизвести реальные проблемы.
Исследование Марса получило огромный толчок в августе 2012 года, когда на планету приземлился марсоход НАСА «Curiosity». Самоходный робот продолжает передавать захватывающие фотографии дюнных и холмистых пейзажей высокого разрешения.
«Curiosity» исследует кратер, в котором когда-то было древнее озеро – доказательство того, что на Марсе была водная среда и, возможно, микробная жизнь. Пока это самый успешный пример освоения Марса. На сегодняшний день совместные успехи России и Европы оцениваются весьма скромно — что на Марсе, что на Земле.
Источник: Bloomberg