Алматинец уехал в США, вернулся через несколько лет — и не узнал родной город.
Александр Ли уехал жить в США в 1995 году. Но уже будучи американским гражданином, вернулся в Казахстан и основал здесь свой бизнес.
— Где вы родились, учились, кем работали до переезда?
— Родился я вообще в России, но можно сказать, в Казахстане – когда мне было два месяца, родители перебрались в Алматы, все мое детство и юность прошли здесь. Окончив институт, я ушел в армию, а когда вернулся, работал в сфере строительства: начинал мастером, а закончил уже начальником участка. После развала Союза еще какое-то время проработал на стройке, потом ушел в частный бизнес. В то время многие что-то покупали и продавали. Я решил завозить керамическую кафельную итальянскую плитку, наверное, начал это делать одним из первых. Затем у меня возникло желание посмотреть мир, уехал в США.
— Нужно ли готовиться к переезду или импульсивное решение — единственный способ уехать с вероятностью 100%? Как было в вашем случае?
— Решение было взвешенным и добровольным. Я уехал без всяких проблем, не как политический диссидент. В то время многие уезжали по политическим соображениям, «сжигая мосты», без возможности вернуться на родину. Я же связи с родиной не терял, часто приезжая в Казахстан, так как здесь остались родители и брат.
В США начал заниматься бизнесом, а супруга, подтвердив медицинский диплом, стала работать педиатром. На сегодняшний день у нас четверо детей, двое из которых родились в Казахстане, а двое – уже в США.
В 2011 году я решил, что можно попробовать начать бизнес в Казахстане – привозить вино. Уже тогда был вовлечен в винный бизнес, мне было интересно заняться этим здесь. Я открыл компанию по импорту алкогольной продукции. В основном это было вино из Америки, Франции, Испании, Италии. Мы нашли помещение под винотеку, но оно оказалось слишком большим. Родилась идея основать рядом ресторан. Так я стал ресторатором.
— Переезд за рубеж в вашем случае — это уехать в США или уехать из Казахстана? Почему именно эта страна?
— Уехать в США, я думаю. Желание побывать в этой стране у меня зародилось, когда я еще учился в школе. Советский Союз всегда стремился догнать и перегнать Америку, а мне было любопытно, кого на самом деле мы должны обогнать. В Казахстане меня в принципе все устраивало. Позже знакомые из США позвали меня погостить. Съездив к ним что называется «на разведку», по туристической визе, я был впечатлен и по приезду сразу же начал бумажный процесс для эмиграции в Америку.
— Какие пять самых больших различий между двумя странами вы бы отметили?
— В США более пристальное внимание уделяют здравоохранению и образованию, вкладывая в эти сферы значительные средства. В связи с этим качество образования и медицины в Америке на высоком уровне.
Кроме того, меня поразили пробки в Алматы, которых с годами стало значительно больше. В США, конечно, они тоже есть, но в определенные пиковые часы – утренние и вечерние. В Алматы же пробки могут быть целый день. С парковкой тоже здесь большие проблемы. На Манхеттене тоже трудно с бесплатной парковкой, но в качестве альтернативного варианта там всегда и без проблем можно припарковаться платно, хоть и втридорога. Подземных паркингов там навалом.
Меня в Казахстане очень удивили выросшие штрафы за нарушение ПДД
Я не отрицаю, это нужная мера, но с учетом средней заработной платы в размере 100 тысяч тенге делать штраф на этом же уровне или даже превышающий эту сумму я считаю неправильным. В США тоже штрафы немаленькие, но средняя зарплата там 35-40 тысяч долларов в год, поэтому заплатить штраф в размере 200-300 долларов не так обременительно.
Поскольку я строитель, то сразу обратил внимание, что за последние годы
в Алматы стали хуже соблюдаться нормы строительства. Могут построить дом вплотную к соседнему,
особенно это касается частного сектора.
Прожив большую часть своей жизни в Алматы, я запомнил этот город в 70-90 годах. Надо сказать, с тех пор климат здесь сильно изменился – экология значительно ухудшилась. Многие мои друзья, знакомые и сотрудники, живущие здесь, очень часто болеют – у них ослабевает иммунитет. Брат, будучи у меня в гостях, с жадностью вдыхая воздух, восхищался его свежестью – настолько ощутима разница. Кроме того, погода в Алматы раньше была более стабильной – не было резких перепадов температур, как сейчас. В детстве зимой мы катались на катке, заливали его в конце ноября, и он стоял так до весны. Сегодня же такое в принципе нереально.
— Вы чувствуете себя чужим в новой стране?
— Абсолютно нет.
Схожесть США и Казахстана в том, что и там, и здесь живут много национальностей
И хотя США – страна мигрантов, многие из них приехали туда очень давно. Наверное, в связи этим чужим я себя никогда не чувствовал, мой акцент никого не волновал: ни разу не было случая, чтобы кто-то посмеялся и сказал, что я говорю неправильно по-английски. В Америке абсолютно нормальное отношение к людям, без каких-либо расовых притязаний – за 20 лет проживания я ни с чем подобным ни разу не сталкивался. Америка – страна возможностей, как бы избито это не звучало. Если у тебя голова работает – ты достигнешь многого, если нет — ты ни там, ни здесь ничего не добьешься.
— Трудно ли найти работу/жилье?
— Работу найти можно всегда. Все зависит от того, кем ты хочешь работать. Чтобы устроиться в престижную компанию сразу, наверное, нужно иметь какие-то сверхспособности. Но если, к примеру, ты хороший кафельщик, каменщик или паркетчик, даже без знания языка можно всегда найти работу в строительной компании. Если ты хороший повар – тебя всегда возьмут в ресторан: не шеф-поваром конечно, но помощником. Я слышал, многие выходцы из России работали дальнобойщиками: брали в прокат фуры и возили грузы в другие штаты. К слову, грузовые перевозки в Америке очень сильно развиты.
Лично я первое время занимался продажей компьютеров и ноутбуков в Россию – на тот момент они только появились на рынке и стоили баснословные деньги. Затем я занялся строительством – покупал старые дома, сносил, а на их месте строил новые и продавал.
С жильем тоже нет проблем. Стоимость аренды зависит от места, где ты проживаешь. Все, что ближе к Манхеттену, дороже, а чем дальше, тем цены на аренду и покупку жилья «проседают».
Когда я вернулся в Алматы, цены на аренду здесь тоже были достаточно высокими. Сначала я жил в «Бухар Жырау Тауэрс», так как мне было удобно ввиду локации, но стоимость там была более 2000 долларов в месяц. Если для Матхеттена – мирового финансового центра – это приемлемая цена, то для Алматы несколько дорого. Поэтому я нашел себе квартиру по более низкой цене ничем не хуже и даже, наверное, лучше. После девальвации цены на жилье снизились, но при нынешних заработных платах, я считаю, что все равно высокие.
— Уезжая из своей страны, с чем/кем было тяжелее всего расставаться?
— Тяжелее всего с родителями, ну и с друзьями конечно. В остальном меня ничего здесь не держало. Изначально я не знал, вернусь ли я сюда вновь и как все сложится там. Но вышло так, что приехал в Алматы на несколько недель меньше чем через полгода. С тех пор живу на две страны.
— Экономика вашей жизни в новой стране: больше/меньше зарплата, больше/меньше траты. Стало легче жить в плане денег? Если не сложно, расскажите подробнее о средних месячных расходах (транспорт, жилье, еда, медицина, развлечения и т. д.).
— Конечно, траты в США несоизмеримо выше, чем здесь. За счет инфляции они постепенно увеличивались. Когда я только приехал туда, питание там было недорогое. Но с каждым годом цены на него становились выше. Плюс ко всему росли и потребности в более качественной пище: мы начали покупать продукты подороже – более натуральные и качественные.
В месяц на шесть человек мы тратили на еду в среднем 1500 долларов
Что касается автомобиля – в Америке с этим все значительно проще. Там любой желающий может взять машину в лизинг на три года. После истечения этого срока можно поменять автомобиль на другой. Если в Казахстане у меня возникнет желание приобрести мерседес S-класса, я должен буду сразу «выложить» 50-180 тыс. долларов, а до девальвации эта сумма была – 200-250 тыс. долларов. В Америке же мне было достаточно платить за это 1000-1200 долларов ежемесячно. При наличии стабильного дохода это абсолютно нормально. Подобную услугу автомобильные компании предоставляют как напрямую, так и через банки.
Очень дорого в Америке получить высшее образование, значительно дороже, чем в Казахстане. Также весьма высокие цены на любые секции.
Если, к примеру, ты хочешь, чтобы ребенок ходил на плавание или в музыкальную школу, то должен заплатить сумму раз в 5-6 выше, чем в Казахстане
Медицинскую страховку мы брали на всю семью от компании. Многие компании в США приобретают страховку для своих работников в качестве социальных льгот. Иногда сотрудник платит за нее сам из своей зарплаты. Сначала я брал страховку от своей компании на всю семью, потом это стала делать супруга. В целом,
без медицинской страховки в США не очень комфортно жить
Ведь она нужна больше даже не для того, чтобы пойти к врачу (в данном случае проще заплатить наличными), а на случай, если с тобой что-то случится. Если, к примеру, человек попадет в госпиталь и у него не будет страховки, ему придется заплатить немалую сумму. В штате Нью-Джерси, где я жил, в госпиталях при возникновении экстренного случая (аппендицита, сердечного приступа, перелома и т д) по закону сотрудники вообще не имели права спрашивать, есть ли у пациента страховка. Врачи сначала должны были оказать медицинскую помощь, а потом уже выяснить этот момент. Если, допустим, у человека есть дом, машина, счета в банке, но нет медицинской страховки, то его заставят заплатить за лечение всю сумму. Если же у него ничего нет за душой, что с него взять? Такие люди, едва сводящие концы с концами, тоже есть – им страховка и не нужна, медицинскую помощь в случае чего они и без того получат.
— На сегодняшний день сколько времени в году вы проводите в Казахстане?
— Спросите лучше, сколько раз я бываю в Америке! Можно сказать, я практически все время нахожусь в Казахстане. Мой
бизнес в Алматы требует постоянного присутствия, в противном случае порядка не будет
Вырваться к родным в США удается лишь два-три раза в год на пару недель. Конечно, хочется быть ближе к семье, но ситуация такова, что пока я здесь. Как будет дальше – время покажет!