Алишер Абдыгали женился на японке, «случайно» переехал в Японию и нашел формулу казахского патриотизма.
Казаха Алишера Абдыгали ветер жизненных перемен всегда уносил на Восток. Сначала был факультет востоковедения в АГУ, потом университет в Китае, где он изучал китайский язык, познавал культуру и философию Востока. Знание китайского на какое-то время привело его в бизнес в родном Казахстане, но судьба распорядилась по-своему.
Сегодня
Алишер уже одиннадцать лет живет в Японии в счастливом браке с японской женой Айко и детишками Канатом и Нурией,
занимается сельскохозяйственным бизнесом между Японией и Казахстаном и считает, что это лучшее проявление любви к родной стране.
На самом деле Алишера прекрасно знают в Казахстане благодаря его постам в Facebook, где он с иронией и любовью рассказывает о Японии и японцах, вольно или невольно сравнивая их с казахами. Нашему молодому народу еще многому надо учиться у старых и опытных наций. Впрочем, учитывая, что и стариков временами заносит не туда, молодым тоже есть чему их научить.
Каждый раз, когда читаю посты Алишера Абдыгали в ФБ или разговаривая с ним (конечно, о судьбе нашего народа и страны), начинаю думать: вот бы переженить всех казахских мужчин на мудрых японских женщинах… Заодно и всех одиноких казахских девушек отдать в жены японцам — может, это будет какая-то супернация? Впрочем, мне очень далеко до чувства юмора Алишера и его философского взгляда на жизнь.
— Японцы — мастера сдерживания своих эмоций, — говорит Алишер. —
Мы, казахи, слишком экспансивные и легко можем перейти на личности, не разобравшись в вопросе
Когда я только приехал в Японию, такой молодой, горячий, критичный ко всему, только не к себе, почти каждый день выказывал своё недовольство. То, мол, дома в Японии низкие, то машины слишком маленькие. Возмущался, что вся жизнь проходит на работе, а японцы похожи на роботов.
Конечно, взгляды Алишера за годы жизни в этой стране изменились, даже характер стал другим, но сам он каждый раз подчеркивает, что остаётся настоящим казахом.
Жена Алишера, Айко, женщина мудрая. Келинкой в Казахстане она была недолго — вежливо предложила мужу пожить пару-тройку лет в Японии — «временно, просто присмотришься, а там вернемся в родной Казахстан». Вот так «временно» Алишер живет в Японии уже одиннадцать лет, там же родились его дети, в этом году старший сын пошел в первый класс.
— Как он познакомился с будущей женой?
— Мы учились в одной группе в Китае, у меня не было и мысли жениться на иностранке. Только казашка! Был патриот, в грудь себя бил – мен қазақпын! Почему я женился на Айко? Наверно, судьба. Не доучился в университете из-за финансовых проблем, предложили работу в Астане, вернулся в Казахстан. Видимо, я сорвал все планы будущей жены. Тогда
она просто купила билет и не зная ни русского, ни казахского, общаясь только на ломаном английском, приехала в Казахстан и нашла меня
Звонит мне из аэропорта, мол, встречай, я приехала! У меня тогда и в мыслях не было жениться. Но как-то всё закрутилось, начали общаться, а через три года решили связать свои судьбы.
Алишер проанализировал опыт других иностранцев, женатых на японках, и сделал два списка: позитивный опыт и негативный.
— Думаю, что негативный список спокойно можно было бы приравнять к позитивному. Судите сами, оказывается,
японская жена — это бухгалтер, которая контролирует все финансовые ресурсы семьи. Чтобы мужу сорваться с кентами побухать, нужно официально уведомить об этом «фюрера»,
так как ақша только у неё.
С детьми Алишер говорит по-казахски, хотя сын и дочка больше говорят по-японски. Жена много занимается с детьми, воспитывает, учит правильно себя вести, быть по-японски сдержанными, правильно переходить дорогу. Но Канат и Нурия любят приезжать в гости к казахским родственникам, ведь здесь им позволено всё.
Вот пример, как японская мама воспитывает:
— Мам, помнишь такого-то моего одноклассника, ну который постоянно хвастался, что считает быстрее меня? Так вот я сейчас быстрее его считаю!
— Молодец Канат, но запомни — это не даёт тебе права хвастаться, потому что дашь слабинку и тебя самого обгонят.
— Мам, а помнишь ту девочку, которая постоянно ищет мои ошибки и хочет перед учителем выделиться? Можно я ей по башке дам?
— Нет, категорически нельзя. Просто не обращай внимания. У тебя своя жизнь, а у неё своя.
— Мам, а помнишь, я рассказывал про мальчика, который шепелявит, над ним многие смеются?
— Даже не смей думать о насмешках над кем-то, запомни — люди злопамятны, неизвестно, когда ваши дороги пересекутся.
— А мне мой одноклассник-шалун очень не нравится, я бы его на место поставил!
— Скажи об этом учителю, дисциплина в классе — это его работа. А твоя работа — хорошо учиться.
— Но я всё равно отомщу ему за сломанный карандаш!
— Не стоит, даже не смей думать о мести. Просто знай, что на данный момент он дебил, держись от него подальше, а потом уже время покажет, кем он будет.
Как казах обходится без мяса в Японии? По словам Алишера, японцы начали есть мясо лет сто назад.
— Они потребляют много морепродуктов, бобовые, больше всего едят рис и овощи. Но в последнее время во вкусовых тенденциях лидирует мясо. Может, они поняли, что это вкусно. С некоторых пор в Японии даже есть халяльные рестораны.
— Жена составляет мне рацион на каждый день, — признается Алишер. — И несмотря на то, что я свободолюбивый казах, сын батыров степи, сын самого строптивого народа в мире, мужской представитель страны, где мужик имеет (у кого средства позволяют) по несколько токалок, я, глава семьи и её хозяин, радостно подчиняюсь своей жене, когда дело касается еды. Первое время пытался бастовать и даже специально объедался после 6 вечера, часто обедал в ресторанах. Но сейчас меня снова посадили на диету, так как, оказывается, после поездки в Казахстан у меня повышается уровень сахара, а внутренние органы наливаются жиром.
На самом деле, 34-летний Алишер очень стройный парень.
— Для меня патриотизм — не пустое сотрясение воздуха и критика всего и вся, — говорит Алишер. —
Патриотизм начинается с себя: донесёшь ли ты мусор до бака, не выкинешь ли бычок от сигареты за окно машины, перестанешь ли вести себя агрессивно в общественных местах…
Патриотизм для меня — забота о доме в масштабах страны и окружающих тебя людях.
Алишер говорит, что в Японии есть отдельная каста, которая находится под особой защитой государства. Это фермеры.
— Знаете почему? Потому что только фермеры обеспечивают продовольственную безопасность Японии, а это стратегический вопрос для любой страны.
По его мнению, печальное состояние сельского хозяйства в Казахстане говорит о том, что аграрии ведут себя непатриотично.
— В Японии, например, натуральное молоко стоит в 3 или даже в 4 раза дороже порошкового, и это нормально. Натуральный продукт не может стоить дёшево. Тот, кто экономит на качественной еде, разорится на лекарствах. Фермер — это не олигарх, сидящей на нефтяной вышке. Фермер – это продуктовая безопасность страны, уверен бизнесмен Алишер. — В Казахстане убивают сельское хозяйство, не понимают, что это безопасность, а фермеры — кормильцы.