Об этом сообщают в Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая в Алматы.
5 ноября Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая представит новую постановку жемчужины классической хореографии — балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке народной артистки РК Гульжан Туткибаевой.
Музыкальное руководство — Аскар Бурибаев, заслуженный деятель РК, сценография и костюмы – Вячеслав Окунев, народный художник России, лауреат Государственных премий, дирижеры — Ерболат Ахмедьяров, Рахимжан Баспаев, Мухтар Калдаяков, художник по свету – Юлия Каракаева.
Пётр Ильич Чайковский – один из величайших и наиболее часто исполняемых в мире композиторов. Его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» положили начало новой эры русской хореографии и в наши дни составляют основу музыкальных театров мира.
В театре оперы и балета имени Абая балеты П. И. Чайковского идут не один десяток лет и пользуются огромным успехом у публики. В 2014 году театр представил обновленную версию балета «Спящая красавица» в постановке народной артистки СССР Габриэллы Комлевой, 2015 год завершился премьерой балета «Щелкунчик» в постановке народной артистки РК Гульжан Туткибаевой.
Балет «Лебединое озеро» в ГАТОБ был поставлен в 1938 году одним из основоположников казахстанской балетной школы Александром Артемьевичем Александровым. Затем были редакции Юрия Павловича Ковалева, Татьяны Конюс. Многие годы на сцене театра шла постановка Владимира Ивановича Бурцева. Эта постановка, как и опера «Абай», стала визитной карточкой ГАТОБ, взрастила выдающихся танцовщиков и преданных почитателей искусства балета.
5 ноября 2016 года открывается новая страница. Постановка народной артистки РК Гульжан Туткибаевой, музыкальное руководство – заслуженный деятель РК Аскар Бурибаев, сценография и костюмы — народный художник России, лауреат Государственных премий России и Казахстана Вячеслав Окунев. Великий балет в обновлённой редакции будет вновь представлен на нашей сцене.
В «Лебедином озере» Чайковский осуществил коренную реформу балетного спектакля, заключавшуюся прежде всего в изменении роли музыки. У Чайковского музыка стала основным компонентом, определяющим весь спектакль. Вместо разрозненных танцевальных номеров композитор создал поэтичное и целостное произведение, подчиненное главной идее лирического сюжета.
Простая и непритязательная сказка немецкого писателя XVIII века И. К. А. Музеуса «Пруд лебедей» о девушке-лебеде, положенная в основу «Лебединого озера», была им превращена в волнующую лирическую поэму верной любви, торжествующей над злом и коварством. В балете показаны два мира — реальный и фантастический, между которыми, однако, нет непереходимой грани.
Королева лебедей Одетта, заколдованная злым волшебником, томится в неволе и жаждет человеческого тепла и любви, но только по ночам ей дозволено принимать свой настоящий облик юной красавицы. Увидев ее однажды, принц Зигфрид влюбляется в нее, но невольно нарушает клятву верности. Одетта должна погибнуть, а Зигфрид бросается в пучину разбушевавшихся вод, чтобы умереть вместе с ней.
Первая премьера «Лебединого озера», прошедшая на сцене Большого театра в 1877 году, не возымела успеха. В первоначальном либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера современный зритель пожалуй и не узнал бы привычного для него сюжета.
Счастливую сценическую жизнь дали «Лебединому озеру» прославленный Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов, переделавшие либретто, придав ему логику и стройность и вошедшие в историю прежде всего благодаря постановке эталонных «лебединых» сцен. А весь балет (первый и третий акты в постановке Петипа, второй и четвертый — Иванова) был показан год спустя, в 1895 году. Впервые в русском балете был создан мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Образом Зигфрида заложена богатейшая традиция русского национального балета.