По итогам первой половины 2016 года доля продукции региона во всей машиностроительной продукции республики составила 16,2%; Карагандинская область — признанный лидер по машиностроению.
Этот факт стал причиной того, что институт экономики Комитета науки МОН РК принял решение именно в Караганде создавать перспективный территориальный кластер машиностроительного комплекса, сообщается на сайте акимата Карагандинской области.
Кандидат экономических наук Нурлан Махмудов является старшим научным сотрудником института экономики. Именно он работает в Караганде над выполнением первого этапа задачи — определением базового для кластера предприятия и проработкой модели локализации.
«Слово «cluster» переводится с английского как «сгусток», —
говорит учёный. —
Но это не просто объединение каких-то составных частей, это четко очерченная структура. Центральная его часть — какое-то передовое предприятие. На эту роль мы выбрали Карагандинский литейно-машиностроительный завод (КЛМЗ). Плюс к тому, в состав кластера войдут все партнеры завода, поставщики материалов. Их порядка 12-15. Также мы включаем в кластер и потребителей продукции завода. Это горнорудные предприятия, поскольку основная продукция КЛМЗ — вагонетки, шахтные клети, насосы, электрооборудование. Также тут ведется сборка грузовиков «БелАЗ» из белорусских комплектующих».
Выбор в пользу КЛМЗ был сделан по нескольким причинам. Во-первых, предприятие работает стабильно благодаря крупным заказам от корпорации «Казахмыс». Во-вторых, коллектив предприятия достаточно квалифицирован. В-третьих, недавно в завод были вложены крупные инвестиции, благодаря чему сейчас идёт закуп новейшего оборудования за рубежом. После модернизации предприятие не только улучшит качество собственной продукции, но и ужесточит требования к поставщикам. Этот факт должен стать стимулом для партнеров также задуматься о модернизации. И участие в кластере даст им для этого отличную возможность.
Дело в том, что в октябре-ноябре ожидается объявление Министерством по инвестициям и развитию РК конкурса на включение кластеров в государственную программу поддержки. Каждый регион страны сможет представить отборочной комиссии проекты создания кластеров на своей территории. Специализация значения не имеет — сельское хозяйство, фармация, строительство, машиностроение и так далее. Также и количество заявок от каждой области не ограничено. В отборе примут участие эксперты Всемирного банка.
«Предполагается, что победители получат государственное финансирование на сумму порядка 1 млрд тенге каждый, —
говорит Нурлан Махмудов. —
Средства будут выделяться на покупку нового оборудования, научно-исследовательские изыскания и так далее. На всё, что потребуется кластеру для эффективной работы. Также возможны различные преференции — налоговые, таможенные, тарифные. Вообще, кластеры могут создаваться либо по либеральной модели, либо по дирижистской. В первом случае кластеры складываются сами собой, эволюционным путём. Но у нас нет времени ждать этого. Поэтому мы применяем дирижистскую модель. В этом случае объединяются три составляющих — интересы науки, бизнеса и государства. И поддержка государства нам очень важна».
Другим плюсом для участников кластера станет возможность пользоваться поддержкой научных и образовательных центров. Включение в госпрограмму позволит финансировать и эти направления работы. Свое согласие на подготовку специалистов по прямым заказам заводов уже дали машиностроительный колледж № 15 и Карагандинский политехнический университет. В перспективе список будет расширяться. А научно-техническое обеспечение возьмет на себя карагандинский индустриальный парк «Металлургия, металлообработка, машиностроение».
«Кадры сейчас — самая больная проблема всех наших производств, —
отмечает Нурлан Махмудов. —
Часто бывает так, что приходит на заводы новое оборудование, а работать на нем некому. Молодежь пока неохотно идёт в производство, и мы надеемся эту ситуацию изменить».
Что касается выгоды для области, то она очевидна — создание новых рабочих мест и решение социальных вопросов. Учёные обещают мощный синергетический эффект, поскольку одно рабочее место в машиностроительной отрасли тянет за собой создание 10 рабочих мест в смежных отраслях и сфере услуг.
В настоящий момент в Караганде работает штаб по подготовке документов о создании кластера к участию в конкурсе. В него входят представители института экономики, КЛМЗ и Союза машиностроителей Казахстана. Штаб решает оргвопросы. В частности, проводит встречи с потенциальными участниками кластера. И зачастую сталкивается с непониманием и недоверием. Это неудивительно, ведь попытки создания производственных кластеров в Казахстане уже предпринимались ранее. Но тогда процесс пытались регулировать сверху, и никаких результатов он не дал. Более того, в бизнес-среде возникло недоверие к самой идее такого вот объединения. Нынешний процесс принципиально отличается подходом, ведь сейчас инициатива идёт не от властей, а от базового предприятия.
«Мировой опыт однозначно говорит в пользу кластеров, которых в мире сейчас работает более 500, —
считает Нурлан Махмудов. —
Общепризнано, что именно они способны вывести любую отрасль на новый уровень и придать импульс экономике страны в целом. Мы должны воспользоваться этим опытом, если хотим выполнить задачу по вхождению в число наиболее конкурентоспособных стран мира».