Потери Алматы от правления Храпунова невосполнимы. Но многие его сподвижники еще у власти.
Олег Белоносов, главный эксперт центрального государственного архива Алматы, пытается спасти то, что успешно уничтожили — исторические здания Алматы. Правда, Белоносову остается лишь спасать их в виде фото, как наследие для учебников истории.
— Олег, предлагаю сразу же почтить минутой молчания снесенную историю. Как такое могло произойти?
— В советское время к памятникам относились более доброжелательно. Список памятников истории градостроительства Алматы был создан в 1980-е по поручению ЦК КПСС. В реестр включили памятники истории градостроительства города Алма-Ата как местного, так и областного значения.
— Еще тогда оставалось масса старины, по поводу которой сказали – не пойдет! Только самое основное, самое ценное сносу не подлежит.
— Со временем реестр этих памятников расширялся. Добавлялись здания и сооружения. Это было в 1981 году, в 1984-м.
— Есть цифра, сколько памятников старины тогда было определено как наше наследие?
— Конечно. Насколько я помню, в 1979 году было 41 наименование. На период вступления в рыночные отношения было более 140. Список то расширялся, то уменьшался. Добавлялись памятники, курганы.
— Доверненский, Верненский и советский периоды были занесены в этот реестр. Но… забыт советский период. Мы словно живем по революционному принципу – разрушить до основания и построить нечто новое. У меня это не укладывается в голове. Кто и когда первый начал рушить? Не Виктор ли Вячеславович Храпунов, который уже не наш гражданин?
— Будем говорить, что не без его участия.
— Дом губернаторский канцелярии…
— Он сначала сгорел.
— У нас так принято. Сначала сгореть, а потом сказать: «Бисмилля рахман рахим». Давайте построим на этом месте немыслимые 9-этажные конструкции.
— Я не думаю, что там хотели построить тогда. Были более лакомые куски. Например, на месте кукольного театра на проспекте Коммунистическом.
— Я вас умоляю! Что может быть лучше пушкинского сада, парка 28 панфиловцев сейчас, где стоял дом военного губернатора Колпаковского! Это самое лучшее, что было. Можно же было этот проект восстановить.
— Сохранили более спокойные районы. А проспект Коммунистический (ныне Абылай хана) и улица Калинина (сейчас Кабанбай батыра) – более коммерческие районы. Люди пытались выкупить их, чтобы поставить свои магазины, киоски.
— Меня всегда интересовал вопрос: чья рука не дрогнула вычеркнуть из этого реестра особо охраняемых памятников проект строительства музея Алматы, планы восстановления дома военного губернатора Колпаковского в качестве музея? Этот проект был готов — и вдруг сгорел. Давайте построим там чудо сине-желтого цвета! Так же, как театр ТЮЗ, на месте которого высится здание, прозванное в народе «пупок Алматы».
— Да. Это здание мало украшает историческую часть города, которую истинные алматинцы хотели бы видеть такой, какая она была, по крайней мере, в моей молодости. Потому что алматинцы свято чтут свой город.
— Олег, я всегда всем в пример привожу Уральск. Там люди действительно свято чтут старину своего города. Там каждая трещинка на здании заретуширована, каждое бревнышко поддерживается, чтобы не гнило. Там исторический центр есть. У нас его уже нет. Помните, какая битва была за дом купца Головизина на Фурманова-Курмангазы? Там начали вставлять пластиковые окна. Кому это пришло в голову? Кое-как отстояли дом купца Габдулвалиева. Тоже сделали реконструкцию.
— Рядом дом Мурова. Его реставрировали с помощью современных отделочных материалов. Облицевали плиткой, здание сразу же потеряло свою историческую ценность.
— В 2007 году у тогдашнего градоначальника Тасмагамбетова возникает проект сделать историческую улицу в районе Малой станицы. Воссоздать быт алматинцев и верненцев позапрошлого века в этих купеческих домах, которые тогда еще чудом сохранились. Увы! Бывшее министерство иностранных дел оказалось выкуплено четой Храпуновых, пристройка сделана несуразная, перепродано. Второе – сделан фонд Кунаева. Наверное, для него бы подошло любое место в нашем городе, в стране. Но не в старом же купеческом доме делать ему музей.
— Который не имеет никакого отношения к нему. К дому Кызыл-Тана он еще имел отношение….
— Через отца. Кызыл-Тан… Во времена Храпунова дают разрешение пристроить туда отделение банка. Делают несуразнейшую пристройку из бетона к этому бревенчатому зданию. Нарушают линию, гармонию. Оно никак не вписывается в интерьер торговой улицы Горького-Жибек жолы. Кто это делает? Кто росчерком пера ставит на нашем прошлом крест? Неужели вокруг Алматы места мало! Есть у вас в архиве такие документы? Мы можем их поднять и опубликовать — смотрите, так решил этот человек?
— Конечно, мы можем найти эти документы. Кроме первых руководителей, ответственность несут и многие другие, которые подписывали этот документ. Это управление культуры, районные акимы, управление коммуникаций.
— Градостроительный совет?
— Есть архитектурный совет. Все они подписывали. Прежде чем убрать здание из списка памятников, документы проходили через все учреждения. А потом здание исчезало с лица земли, перестраивалось.
— И обезображивалось нынешними пластиковыми отделками.
— Хотел бы обратить ваше внимание на дом купца-аксакала Сейдалина. Там находится фонд Кунаева.
— Чтобы читателям было понятно — это дом аксакала города Верного, самого главного аксакала, председателя совета старейшин, к мнению которого обязаны были прислушиваться.
— Динмухамед Ахмедович Кунаев оставил после себя очень хорошее впечатление. От его решений наш город расцветал, появились красивейшие здания, которыми гордимся мы, и надеюсь, еще будут гордиться алматинцы.
— Хочу сделать ремарку. Вспоминаю время 20-летней давности. Еще не было бума строительства. Не возникали эти монстры из железобетона и стекла. Во Франции они еще в 1960-е годы были запрещены как малоэстетичные и приносящие большой вред в случае землетрясения. Стекло убьет больше людей, чем придавит балками. Когда я возил своих гостей по улицам города, осознал, что все красивое и достойное восхищения сделано во время правления Димаша Ахмедовича Кунаева. Светлая память этому человеку!
— Прикрываясь светлым для многих алматинцев именем Кунаева, открыт фонд в этом здании. Фактически это коммерческое здание. С одной стороны — парикмахерская, с другой – кафе. Вроде старались сохранить. Но все равно менялся исторический облик здания.
— Безусловно.
— Это здание теряло свою привлекательность и историческую ценность.
— Историческую правдивость, архитектурную правдивость стиля и его создателя.
— В июне 2016 года это здание загорелось. О пожаре я узнал из СМИ. Прибежал туда. К счастью, не было большого пожара. Видимо, замкнула проводка из-за ливневых дождей. Пострадала верхняя часть сооружения. Но этот нюанс говорит о том, до чего мы доводим памятники культуры. Превращая здание в коммерческую организацию, мы можем его потерять, потому что коммерческая структура пытается вытащить из этого здания больше прибыли. Кызыл-Тан тоже горел в 2006 году.
— Как раз после этой пристройки.
— Эти два здания удалось спасти. А многие превратились в руины. Здание ТЮЗа — бывший кинотеатр «Алатау».
— Два дня горело, дымилось.
— Здание генерал-губернатора – может самое ценное здание верненского периода Алматы. И другие здания, которые…
— Которые подходят под пословицу: что имеем — не храним, потерявши — плачем. Плачем только мы с вами. Остальным не плачется. Не пойму – почему. У них истории нет? Или забыли еще одну пословицу: Иван, родства не помнящий. Это про нас с вами так говорят. Перешло этот и на советский менталитет. Не только на русский. Все Иваны, родства не помнящие… Сейчас, я знаю, вы приготовили новую книгу в электронном виде о зданиях Алматы.
— Наш архив очень активно работает над популяризацией документов, находящихся на хранении. Я занимаюсь выявлением документов, связанных с исторической ценностью нашего города. Это и верненский период, и организации, которые находились и находятся в Алматы. Многих предприятий уже нет. Мы подготовили книгу о выпускаемой продукции таких основополагающих предприятий как Алматинский хлопчатобумажный комбинат. АХБК нет, но изделия, которые он выпускал, до сих пор хранятся у нас. Мы хотели представить этот пласт документов. Аналогичная работа была проведена по ковровой фабрике. Сохранилось более 600 образцов ковров. Много достойных слов, показывающих развитие нашего национального художественного колорита, сохранились в нашем архиве. С вашего позволения обращусь к читателям: если у вас сохранились раритетные документы, фотографии, вещи… Чтобы наша история не собиралась потомками по микронным частицам, а могла сохраниться в Алматы, обращайтесь в Центральный государственный архив Алматы.