Поездки к святыням ислама сопряжены с риском приобщения к религиозному экстремизму.
Председатель комитета по делам религий Галым Шойкин предлагает совершение паломничества взять под контроль государства, передает телеканал 31.kz. Такое дополнение предлагается внести в закон «О терроризме и экстремизме». Оказывается, многие наши соотечественники, совершающие хадж, попадают под влияние чуждых нам религиозных течений.
Председатель комитета по делам религии Галым Шойкин, выступая перед депутатами парламента, сказал, что религиозный туризм нужно взять под контроль государства.
— Наши граждане, совершая хадж, умру, попадают под влияние различных религиозных течений
Поэтому нам нужно выработать механизм, который поможет исключить подобные факты. Поскольку это религиозный обряд, он должен быть разработан Духовным управлением мусульман Казахстана, — сказал председатель комитета.
Однако актуальной остается проблема регулирования ситуации с нетрадиционными течениями ислама внутри страны. В начале октября большая просветительская группа под руководством генерального прокурора выехала в Актюбинскую область, чтобы установить первопричины террористического акта. Теологи, встретившиеся с осужденными, отбывающими срок за терроризм, поделились своими первыми наблюдениями и заключениями.
— В действительности, 70-80 процентов осужденных отказались от своих убеждений и искренне раскаиваются, сожалея о случившимся, понимают, что заблуждались. Все это стало возможным из-за низкого образовательного уровня. Оказалось, что
многие из осужденных не знают, кто такой Абылай хан, Шокан Уалиханов,
вообще о выдающихся казахских ученых, исторических личностях, известных казахских батырах, — сокрушается советник Верховного муфтия Куат Раев.
Необходимо отметить, что многие участники кровавых событий до дня совершения теракта считались умеренными приверженцами нетрадиционных религиозных течений. Получается, они в один миг решили пойти на радикальные действия. С учетом этого религиоведы стали работать с другим жамаатом города. Однако приверженцы нетрадиционных религиозных течений, услышав, что в город прибыла просветительская группа, стали редко наведываться в городские мечети. К тому же сами горожане стали изолировать и воспитывать их.
Как говорит заведующий общим отделом по делам молодежи ДУМК Алтынбек Утысханулы,
многие семьи, не выдержав ежедневного общественного порицания со стороны своих соседей, которые смотрят на них как на потенциальных террористов и ожидают зла, отказались от своих убеждений.
Некоторые даже перестали совершать намаз.
Это только ситуация в одном регионе. Члены просветительской группы утверждают, что большинство осужденных за терроризм и экстремизм — русскоязычные. То есть они слушают религиозные проповеди в интернете. Поэтому сегодня при необходимости предлагается вести проповеди в мечетях на русском языке.