На пленарном заседании мажилиса одобрен в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия экстремизму и терроризму».
Как рассказал на пленарном заседании заместитель председателя КНБ РК Марат Колкобаев, проект закона предполагает внесение поправок в 5 кодексов и 19 законов.
«При подготовке проекта закона были учтены террористические преступления, которые имели место у нас в стране и в мире в последнее время и была учтена положительная практика по борьбе с ними. Последние события в Актобе и в Алматы стали своего рода индикаторами для необходимости внесения изменений в законодательные основы данной деятельности», —
цитирует главу комитета zakon.kz.
По его словам, представленный законопроект является результатом анализа отечественной практики и положительного международного опыта на предмет нейтрализации условий для проведения террористической деятельности.
«Еще недавно страны Центральной Азии рассматривались международными террористическими структурами в качестве источника новых рекрутов и финансовых средств. Последние события во Франции, Турции и Бельгии наглядно продемонстрировали на расширение зоны террористической деятельности. Наряду с пропагандой идеи терроризма в сети Интернет все чаще фиксируются призывы к единомышленникам о проведении терактов в странах пребывания, делается акцент на сокращение сроков подготовки проведения акции подручными средствами, чтобы снизить возможность органов нацбезопасности по выявлению и пресечению данных преступлений», —
пояснил зампредседателя Комитета.
При этом М. Колкобаев отметил, что все это способствует стимулированию процесса радикализации граждан РК, потому как, только после событий в Актобе на стадии подготовки терактов была пресечена деятельность 7 радикальных групп и 4 отдельных лиц. В то же время он проинформировал, что с учетом условий, способствующих проведению террористической деятельности, при разработке законопроекта в качестве ключевых был выделен ряд направлений.
«Первое, это ужесточение ответственности за террористические и экстремистскиепреступления. Это основное средство сдерживания и профилактики преступлений в данном случае, отличающихся высоким уровнем общественной опасности. Поправки в Уголовный кодекс являются необходимой мерой, поскольку за эти деяния виновные лица должны нести ответственность», —
подчеркнул он.
Кроме того, для органов нацбезопасности в Уголовно-процессуальном кодексе предлагается ввести альтернативную подследственность по преступлениям в сфере незаконного оборота оружия и наркотиков, а также нелегальной миграции. По его данным, эти меры связаны с тем, что незаконный оборот наркотиков, оружия, каналы нелегальной миграции являются основными источниками финансирования, а также необходимыми силами и средствами международногоэкстремизма и терроризма. Также в Кодексе об административных правонарушениях предлагается усилить ответственность за совершение административных правонарушений в сфере оборота оружия и миграции. По словам М. Колкобаева, это обусловлено необходимостью минимизации бесконтрольной миграции, незаконного поселения, незаконного оборота оружия, которые создают благоприятную среду для преступности.
«В законе о госконтроле за оборотом отдельных видов оружия предлагается усилить контроль над оборотом оружия и порядков его хранения и также субъектами предпринимательства, занятыми в данной сфере, ввести требования к местах нахождения оружейных магазинов, установить запрет на продажу оружия в готовом для стрельбы состоянии, что позволит избежать повторности актюбинских событий», —
добавил он.
Зампредседателя Комитета указал, что в законе об охранной деятельности предлагается ввести особые требования к охранным организациям путем конкретизации условий, при которых лица не могут быть приняты на должность охранника частной охранной организации.
«В Кодексе об административных правонарушениях и законах о религии, о религиозной деятельности и религиозных объединений, о туристической деятельности предлагаются меры, направленные на запрет деятельности религиозных групп и объединений, связанных с экстремизмом и терроризмом. В целях повышения уровня защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении предлагается установить административную ответственность охранных структур и владельцев объектов, уязвимых в террористическом отношении за несоблюдение антитеррористического законодательства и неисправность обязательных к использованию тех средств», —
перечислил он.
По его словам, указанные меры нацелены на дальнейшее усиление защиты наиболее подверженных в террористическом отношении объектов.
«Для совершенствования миграционного контроля в закон о госуслугах предлагается предусмотреть ограничение в доступе некоторым госуслугам для граждан, нарушивших порядок регистрации физлиц. Также предлагается в отраслевых законах установить компетенцию маслихатов на утверждение механизмов регулирования миграционных процессов областях, городе республиканского значения и столице по соответствующим типовым правилам, утвержденным правительством. В ряде законодательных актов уточняются основания длявыдворения иностранцев при нарушении ими законодательства страны», —
сказал М. Колкобаев.
Он дополнил, что в целях принятия современных мер по недопущению террористических и экстремистских угроз предлагается внести поправки в соответствующие законы, направленные на упрощение порядка проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий в сфере противодействия терроризму и экстремизму.
«Наряду с данными изменения законопроектом предусмотрено создание единой базы данных IMEI-кодов, которые позволят упорядочит информацию о владельцах мобильных устройств связи и будет препятствовать их использованию в совершении ими преступлений. Таким образом, в законопроекте закладываются усиливающие меры по противодействии экстремизму и терроризму», —
пояснил замглавы комитета.
Также он сообщил, что в настоящее время законопроект активно обсуждается в Парламенте РК с участием представителей неправительственных организаций, политических партий и заинтересованных лиц.
«По высказанным предложения и замечаниям особенно в части регистрации граждан и оборота оружия нами проводятся рабочие встречи и обсуждения отдельных норм для принятия оптимальных решений, в том числе о необходимости усиления профилактики. Полагаем, что принятие законопроекта позволит повысить уровень защищенности личности, общества и государства от террористических и экстремистских угроз, а также эффективность деятельности госорганов и организаций по противодействию экстремизму и терроризму», —
заключил М. Колкобаев.
Теракты в Актобе и в Алматы показали необходимость внесения поправок в законодательство