Цены уменьшились частично — но снизились. Кризис толкает фармацевтов на скидки.
Так большинство фармкомпаний отреагировали на то, что тенге стабилизировался.
Этот год выдался сложным для казахстанской фармацевтической отрасли — девальвация тенге, снижение покупательной способности, при этом потребительские предпочтения резко идут в сторону удешевления…
Фармацевты констатируют: если год назад в аптеку заходили 10 покупателей и в среднем покупали лекарства на 10 тысяч тенге, то сейчас приходят 20 и покупают на 5 тысяч тенге.
— Когда подорожали лекарства, пенсионеры за сердце хватались, ругались, возмущались, что пенсии остались на прежнем уровне, а цены выросли, — рассказывает Тогжан, фармацевт одной из алматинских аптек. — Сейчас, когда цены на некоторые препараты снизились, никто даже не замечает.
К примеру, препарат от гриппа и простуды «ТераФлю», который еще в августе стоил 240-270 тенге за пакетик, сейчас продается по 140-190.
— Курс валют установился и многие компании дали дополнительные скидки, чтобы люди могли покупать лекарства, — говорит президент Ассоциации международных фармацевтических производителей РК Вячеслав Локшин. — Цены снизили большинство иностранных компаний в валюте, соответственно они снизились и в тенге.
Объем рынка в долларах снизился на 42 %.
— Цена средней купленной упаковки упала до 700 тенге.
Конечно, цены уменьшились не на все лекарства и не во всех аптеках.
— Теперь, когда все более-менее стабилизировалось, начались такие экономические процессы как конкуренция, — говорит владелец сети социальных аптек «Садыхан» Кайрат Аубакиров. — Покупательская способность снизилась. Люди стали уходить из среднего ценового сегмента в низкий. Конечно, премиум сегмент не пострадал — богатые люди как покупали так и покупают дорогие лекарства, даже если цены поднялись на 100%. Но отыграть потери за счет повышения цен на премиум аптеки не могут: в их обороте только 5-10% приходится на дорогие лекарства.
Сейчас же, по словам Аубакирова, популярными стали только дешевые препараты — дженерики индийского производства, отечественные, китайские и российские препараты, качество которых порой оставляет желать лучшего. По некоторым данным, дешевые аналоги лекарственных препаратов в аптеках стали чаще спрашивать примерно 60% казахстанцев.
— Продажи лекарств упали и больше всего пострадал средний ценовой сегмент, а он самый большой, — продолжает эксперт. — Сейчас покупатель приобретает только самое необходимое.
Рецепты выживания в условиях, когда покупательская способность самого большого сегмента падает, ищут все аптеки. Но в конечном счете, каждая фармкомпания сама решает, как ей вести работу.
— Есть несколько возможностей стимулировать потребительский спрос. Самый простой из них — привлечение покупателей низкими ценами, — рассказывает Аубакиров. — За счет чего идет снижение цен — производитель начинает запускать акцию либо по продвижению нового товара, либо если на аналогичный вид товара появился конкурент. Бывают акции на продвижение в сезон, чтобы дать людям возможность этот товар распробовать, подсадить на него. Но как долго это продлится, я сказать не могу. Как правило, любая акция имеет определенный временной срок.
Кроме того, как отмечают аналитики рынка, многим фармдистрибьюторам пришлось снизить маржу. До девальвации она была не ниже 25%. Сейчас казахстанским фармацевтам приходится снижать размеры своих заработков.