Официальный ислам в Казахстане не торопится говорить о проблемах общества. И тогда начинают говорить радикалы.
Лето 2016-го обнажило целый спектр новых острых проблем в казахстанском обществе. Радикализм, растущая социальная напряженность, нарастающие экономические проблемы. Могут ли лидеры ведущих конфессий Казахстана оставаться в стороне от этих острых вопросов?
Казахстанцы признаются — из-за падения курса тенге значительно подорожали традиционные для казахов тои. Появление на свет малыша, день рождения или свадьба для большинства стали пунктом в кредитной истории. На это явление мгновенно отреагировало мусульманское духовенство — в северных регионах Казахстана имамы активно призывают прихожан отказываться не только от кредитов, но даже от импортных продуктов питания. Свежи в памяти и события пятилетней давности, когда Центральная мечеть Алматы отговаривала правоверных мусульман отказаться от празднования Нового года.
Что происходит в стране? В верном ли направлении шагают мусульманские наставники? На эти вопросы мы попросили ответить главу Союза мусульман Казахстана Мурата Телибекова.
— Что касается призывов отказываться от кредитов, то я, откровенно говоря, рад, что имамы стали наконец опускаться на землю, а то ведь предпочитали витать в облаках, — говорит Телибеков. — До недавнего времени их излюбленной темой была только подготовка к загробному миру и опиcание прелестей рая. Все остальные темы немедленно относили к политике и вопросы оставляли без ответов. Теперь ситуация изменилась. Если говорить по существу вопроса, то тема кредитов стала в обществе наиболее обсуждаемой. Я согласен с имамами, что многие казахстанцы злоупотребляют кредитами и влезают в банковскую кабалу без острой необходимости. С обществом необходимо проводить подобную воспитательную работу. И это замечательно, что духовенство начинает делать первые робкие шаги, вторгаясь в социальную сферу. Тем не менее следует признать, что шаги эти запоздалые и малоэффективные.
К примеру,
вы можете мне привести пример, когда журналисты цитировали бы смелые и мудрые высказывания служителей мечети
или Верховного муфтия, а общество выражало восхищение? Вы можете привести в пример благородный поступок того или иного имама? Увы!
— То есть роль муфтията в жизни верующих явно завышена, чем есть на самом деле?
— Я часто привожу в пример нынешнего Папу Римского. После своей инаугурации он демонстративно отказался от многих предметов роскоши, которые ему полагались по должности. Почему наше духовенство, будь то православное или мусульманское, никогда не перенимает подобные образцы поведения? Может быть именно поэтому наша молодежь предпочитает слушать зарубежных миссионеров, а не своих собственных!
— А как вам советы имамов быть избирательными в еде? Есть случаи, когда в павлодарском регионе имамы призывали отказаться от российских пельменей.
— Если говорить именно об этом эпизоде, то конечно же, он не вызывает ничего кроме смеха. К сожалению, довольно часто
подобные высказывания являются следствием бездумного манипулирования имамами, которое пытаются осуществлять государственные чиновники
Не следует духовенство разменивать по мелочам. Если вы хотите одолеть российских конкурентов в борьбе на рынке пельменей, то лучше всего использовать для этого других людей и более эффективные механизмы.
— Какую работу с паствой должны проводить имамы? Выполняют ли они ее на самом деле?
— Необходимо срочно поднять авторитет имамов, если мы хотим противостоять зарубежным миссионерам. К сожалению, в сознании многих людей наши имамы – это безропотные, покорные, трусливые и малообразованные люди. Почему это произошло? Все очень просто – общество с незапамятных времен и по сей день нетерпимо относится к священнослужителям, имеющим личное мнение и способным отстаивать свои принципы. В условиях подобной селекции выживали лишь мелкие грызуны и насекомые. Сегодня мы вознесли их над обществом и призываем людей поклоняться им. Но кроме жужжания и писка они ничего не могут произнести. Невозможно блоху или таракана заставить выдавать мудрые мысли, как бы мы ни старались.
Вы спрашиваете, как должны выполнять свою работу имамы? Здесь нет никаких секретов. Они должны прежде всего жить заботами общества, защищать интересы простого народа. Это миссия всех религий мира
Приведу небольшой пример. Сегодня в Каскелене идет судебный процесс. Школьный учитель восстал против произвола директора. Почему в этом суде нет местного имама? Ему это неинтересно? Но ведь это его паства. Это те люди, которые дают пожертвования в мечети. Так почему же он равнодушен к их судьбам?! Почему он не выскажет свое мнение по поводу происходящего? Могу привести еще один пример правильной деятельности. Почему бы имаму Центральной алматинской мечети не упрекнуть городского акима в нерациональном расходовании бюджетных денег? Почему из года в год, к примеру, меняют бордюры на дорогах? Зачем? Некуда деньги девать? Отчего вдруг ректору КазНУ им. аль-Фараби вздумалось возвести дорогостоящую Триумфальную арку? Вы скажете, что это не дело имамов? Ошибаетесь. Достаточно заглянуть в жизнеописание основателя ислама, чтобы открыть для себя горькую истину – наши имамы очень далеки от религии, которую они проповедуют!
— Вы приводите абсолютно светские примеры. У нас же религия отделена от государства. Почему имам должен вмешиваться в светский судебный процесс?
— Я помню о светскости Казахстана. И еще знаю, что деление на светское и религиозное — порождение ХХ века. Испокон веков религия была неотъемлемой частью любого государства, она олицетворяла собой часть общечеловеческой культуры.
— Имамы — те же люди. Всегда ли они ведут себя так, чтобы оставаться самым положительным примером для паствы?
— Отнюдь. Мне на память приходит верховный муфтий Дербисали. Приведу лишь один факт. Несколько лет назад он в театре оперы и балета имени Абая с большой помпой отметил свой юбилей. Для многих верующих это был шок! Поступок абсолютно неприемлемый с точки зрения мусульманской морали. Многие исламские страны отказываются отмечать даже день рождения Пророка Мухаммада, считая, что поклонения достоин только Всевышний Аллах. Можно по-разному оценивать эту традицию. Но тем не менее этот поступок произвел тягостное впечатление на многих мусульман. Более того, он оказался весьма заразителен. Тысячи имамов по всей стране последовали этому примеру.
Я знаю такие случаи, когда областной имам отмечает свой день рождения, а городские муллы делают ему в обязательном порядке подношения, загружая при этом районных. А потом это становится поводом заявиться к местному акиму и попросить о материальной помощи
Знавал я одного имама, который в довесок к своему дню рождения отмечал публично дату принятия ислама: 5 лет в исламе, 7 лет, 10 лет и так далее. Ну так при чем здесь кредиты и пельмени-то?
От редакции. Все эти вопросы еще 18 августа мы задали в письменном запросе Верховному муфтию Казахстана Ержану Маямерову. Однако ответа так и не получили. Тем не менее, редакция готова предоставить Духовному управлению мусульман Казахстана возможность ответить на эту публикацию.