Центральная мечеть Алматы выступает за безусловный запрет салафизма. Все ли с этим согласны?
В обществе разгорается дискуссия относительно запрета салафизма. Такой спор возможен только потому, что единая позиция государства по этому вопросу до сих пор не выработана.
А ведь,
как известно, ««Діни бірлік болмайынша, ұлттық бірлік болмайды»» — «Без религиозного диалога не будет национального согласия»
Именно так озаглавил свои мысли-сомнения казахстанский политолог Руслан Жангазы.
«Как можно запретить идеологию?», «Как вы собираетесь обеспечить исполнение законодательной нормы по запрету салафизма?», «Вы запретите отращивание бороды и ношение коротких штанишек?», «Вы уверены, что запретив салафизм, вы остановите теракты?».
Эти и другие вопросы автор адресовал прежде всего Духовному управлению мусульман Казахстана, которое первым выступает за запрет салафизма в Казахстане. Ответили на вопросы Руслана Жангазы богословы Центральной мечети Алматы.
«Запретить идеологию можно, признав ее экстремистской, — считают представители ДУМК РК. — Как это сделать правильно – задача уполномоченных органов, высокопрофессиональных юристов и религиозных экспертов. <…> Если для этого нужно ввести какие-либо поправки в существующее законодательство – значит надо вводить эти поправки. Если нужно обосновать радикализм салафизма, значит нужно сделать и это. Совокупность всех терактов в Казахстане, совершенных салафитами, является для этого очень и очень веской причиной.
В конце концов, запретили же «Таблиг джамаат», когда сильно захотели, несмотря на то, что они не совершили ни одного теракта и совершать, судя по всему, не собирались
А тут, извините, после всего, что было – сам Бог велел.
Но есть один важный момент, который необходимо понимать, когда вокруг запрета салафизма поднимается очередная истерия его последователей.
Суть запрета должна сводиться не к тому, чтобы начать охоту на салафитов и сажать в тюрьмы
каждого, кто им является, а только лишь к тому, чтобы на основании признания салафитской идеологии экстремистской запретить ее пропаганду.
Сейчас любой салафит совершенно свободно пропагандирует салафизм как единственно правильный путь в исламе
Привлекая к салафизму других, он указывает на то, что все остальные мусульмане отошли от Корана и Сунны и стали в лучшем случае заблудшими, а в худшем – неверующими.
Под понятие «все остальные» действительно попадают все остальные, кто не является салафитом. Фактически, весь тот ислам, который веками был распространен на этой земле, обвиняется ими в заблуждении или вероотступничестве. Будь то ханафитский мазхаб, матуридитская акыда или суфизм, представителей которого салафиты вообще называют могилопоклонниками, что фактически означает такфир.
Обращаем внимание на то, что
большинство казахских ханов, батыров, биев и других выдающихся людей похоронены в главной суфийской обители Казахстана – мавзолее Ходжа Ахмада Яссауи в Туркестане
Похоронены они там только потому, что Ходжа Ахмад Яссауи является признанным суфийским праведником. Для нас совершенно очевидно, что
если предоставить салафитам всю полноту власти в Казахстане, мавзолей Ходжа Ахмада Яссауи будет первым, что они снесут
во имя борьбы с ширком (многобожием). Примеров того, как разрушались мазары праведников, в истории салафизма более чем достаточно».
На этот вопрос политолога Руслана Жангазы Центральная мечеть Алматы отвечает так.
«С точки зрения приверженности к этой идеологии тех, кто уже стал салафитом, запрет не даст быстрого ощутимого результата. Кто придерживался салафитской идеологии, будет придерживаться ее и далее, если только не сменит ее по внутренним убеждениям. Ну и пусть.
Пусть придерживается салафизма и пусть никто его за это не наказывает.
Если он хочет держать руки на груди во время намаза, как это делают только женщины в суннитских мазхабах, пусть держит руки так, как считает нужным
Это его намаз и его личная ответственность перед Аллахом. Если он хочет верить, что у Аллаха есть руки, ноги, что он буквально сидит на троне, перемещается в пространстве и обладает прочими признаками антропоморфизма, которым страдает салафизм – это тоже его личное дело. За которое он сам ответит перед Аллахом, и никто не должен лезть к нему в душу, если он сам не будет лезть с этим в душу к другим. Если он считает, что только он следует Корану и Сунне, а все остальные являются заблудшими или неверными, то и это ему никто не может запретить, если он не будет это транслировать за пределы своего воображения.
Мы ни в коем случае не хотим, чтобы в мечетях стали отлавливать всех, кто совершает намаз не так, как мы, или верит иначе.
Мы вообще не хотим гонений на самих салафитов. Это наши братья, которые оступились и встали на ошибочный путь
Но! Они не должны распространять это далее. Запрет салафизма не повлечет за собой автоматический отказ от его убеждений, но он не позволит пропагандировать эти убеждения и привлекать к этой идеологии новых адептов. Мы не говорим, что распространения не будет вообще. Но оно будет крайне затруднено и ослаблено, что позволит Казахстану максимально быстро сократить прирост салафитов в несколько раз».
«Отращивание бороды и ношение укороченной одежды может быть присуще как салафитам, так и ханафитам, а также любым другим мусульманам, — отвечает Azan.kz. — Другое дело, что казахстанские салафиты придают этим внешним атрибутам более важное значение, чем казахстанские ханафиты, хотя и среди них есть те, кто уделяет этому особое внимание. Поэтому
очень важно, чтобы госорганы, особенно силовые структуры, консультировались с религиозными специалистами ДУМК, не устраивали гонения по внешним признакам
и умели отделять зерна от плевел».
«Нет, не уверены, поскольку количество салафитов уже давно минуло критическую массу. И среди них есть те, кто склонен к терактам, способен на них и возможно уже их готовит. Здесь уже должны работать на упреждение органы внутренней и национальной безопасности.
Однако мы уверены в том, что
запрет пропаганды салафизма существенно сократит приток новых адептов, радикализация которых может быть лишь делом времени», —
ответили в мечети.
Наконец, еще один вопрос, задаваемый Русланом Жангазы, звучит так: «Одним из последствий введения запрета на салафизм может стать усиление скрытности и мер конспирации среди его последователей, отказ от внешних атрибутов. Но отнюдь не отказ от салафитской идеологии».
Ответ от Azan.kz cледующий: «Когда запрещались «Хизбут тахрир» или ИГИЛ, это тоже могло привести к усилению скрытности их членов, что никак не отразилось на необходимости их запрета. Полагаем, что и в случае с салафизмом это не является достаточной причиной для того, чтобы отказываться от пресечения их деятельности.
Страшно не то, что они будут вынуждены конспирироваться, а то, что сейчас они распространяют свои идеи совершенно свободно»