Раз экстремисты используют никаб для терактов, мусульмане должны от него отказаться, убежден богослов.
Об этом немецкому телеканалу ARD заявил генеральный секретарь Совета по фетвам (религиозным указам) Университета аль-Азхар в Каире, шейх Халед Омран. Ученый-богослов пояснил, что именно говорит исламское право о ношении женщинами паранджи, никаба и других видов традиционной одежды и головных уборов, — пишет информационно-аналитический сайт Serke.kz.
«ARD: по словам некоторых женщин-мусульманок, проживающих в Германии, закрытая одежда женщин, проповедующих ислам, обязательное ношение ими головного убора — хиджаба, паранджи, никаба — закреплена нормами шариата. Насколько это соответствует истине?
— Если быть точнее, ношение одежды и проблема внешнего облика в достаточной мере индивидуальна и тесно связана с образом жизни и традициями народа. То есть мы должны уважать особенности каждого общества и традиции ношения одежды.
Пророк Мухаммед говорит:
«Кушай то, что хочешь, носи одежду, которая нравится, только не будь при этом расточительным и кичливым»
В Коране и Сунне есть указания по проблемам ношения одежды, особенно это касается женщин. Согласно этим указаниям, женщины не должны носить одежду, которая подчеркивает фигуру, слишком открытую и обтягивающую. Таковы три критерия. Кроме того, одежда не должна закрывать лицо и глаза.
— Значит, никаких предметов одежды, закрывающих лицо? Никакой паранджи?
— Если говорить о никабе — головном уборе, который скрывает лицо женщины и имеет только отверстия для глаз —
ни в Коране, ни в Сунне нет ни слова, что ношение такового является обязательным
Согласно нашей позиции, никаб — традиция, вытекающая из традиции отдельных народов. В основных канонах мусульманского права об этом ни сказано ни слова!
— Выходит, нет никаких правил, обязывающих женщин закрывать лицо?
— Скрывать лицо должны были только жены пророка Мухаммеда. Это было особое положение. Правило не распространялось на других женщин-мусульманок.
— Можно ли говорить, что женщина-мусульманка, которая носит никаб, нарушает нормы ислама?
— Если эта женщина родилась и живет в обществе, где ношение никаба является нормой, то с религиозной точки зрения у нее
есть свобода выбора: женщина сама решает, носить ли ей никаб
Однако она не должна рассматривать это как религиозный акт.
— Тогда откуда появилось мнение, что ношение одежды, закрывающей лицо женщины, является обязательной нормой ислама?
— В рамках исследования одежды, скрывающей лицо женщины, нами установлено, что ношение такой одежды — традиция. В проблеме никаба ученые придерживаются разных точек зрения. Одни исследователи считают, что никаб защищает женщин, другие утверждают, что это свойственно религиозным фанатикам.
По мнению третьих, никаб — явление более позднего периода, в религиозном учении нет ни слова о нем. Поэтому ни мужчинам, ни женщинам не разрешается носить одежду, скрывающую лица.
В некоторых регионах в определенных условиях разрешается носить такую одежду. Например, в пустыне — для защиты от песчаной бури. Во всех других случаях,
ношение никаба — это проявление религиозного фанатизма, которое нельзя допускать
— Нужно ли запрещать ношение одежды, полностью скрывающее лицо женщины?
— Эту проблему каждое общество должно решать самостоятельно. И здесь
нужно придерживаться общих канонов ислама — недопущение злодеяний должно стоять выше извлечения какой-либо выгоды или благ
Нам нужно ответить на вопрос, больше вреда или пользы приносит ношение такой одежды? Моя позиция такова: пусть носят. Однако если ношение никаба вредит обществу,
если одежда, скрывающая лицо, служит конспирации террористов, то я категорический против ношения такой одежды
— В Каирском университете аль-Азхар женщинам-преподавателям запрещено ношение одежды, скрывающей лицо, или другого головного убора.
— Такой запрет стал возможным по следующим причинам: во время объяснения учебного материала жесты и мимика преподавателя играют роль инструмента коммуникации. Вообще,
мимика — один из главных инструментов человеческого общения,
а чтобы понимать мимику преподавателя, студент должен видеть его лицо. Поэтому считаю, что руководство университета приняло правильное решение, мы поддерживаем его.
— Раз так, то ваш университет должен активизировать разъяснительную работу по проблеме ношения одежды, скрывающей лицо.
— Да, мы должны взять инициативу в свои руки и разъяснить людям, что ношение никаба — традиция, не имеющая никакого отношения к религии, и люди, считающие это каноном шариата, ошибаются».