Тенге нужно ослаблять — но ради определенных выгод. Команде Сагинтаева придется работать без выходных.
Главную задачу новому кабинету министров поставил Нурсултан Назарбаев. «Нужно переходить от борьбы с кризисом к экономическому росту», — сказал президент страны. Но кроме стратегических задач есть еще и тактические. Чем же в первую очередь займется правительство РК?
— Бакытжан Сагинтаев — опытный хозяйственник. Но дело в том, что сегодня нам требуются неординарные умы, — считает политолог Замир Каражанов. —
Для экономического роста нужно найти новые источники, потому что прежние никуда не годятся
Они основывались на сырье. Задача это непростая. Она подразумевает под собой то, что сегодня в России называют структурными реформами.
Есть риск, что Бакытжан Сагинтаев будет напоминать Серика Ахметова, который на посту премьера был занят текущими процессами. Ахметов «смотрел под ноги», когда следовало «заглядывать за порог». Старых проблем не становилось меньше, зато появлялись новые.
Сагинтаев хороший специалист, профессионал своего дела. Но беда в том, что
сегодня в Казахстане нужен стратег с развитым чувством реформатора – только в правительстве таких людей пока нет
Из первоочередных задач я отмечу подготовку к зиме. Преддверие отопительного сезона в Казахстане по традиции приравнивается к предвоенным действиям.
Кроме этого,
есть маленькая надежда, что Сагинтаев наконец-то окажет поддержку МСБ, ведь нынешний премьер сам был бизнесменом
Причем поддержка должна быть реальной, а не в виде какого-то непонятного подразделения типа бюрократического «Даму».
Независимый обозреватель Эльдар Кнар выделил почти десяток первоочередных проблем, который нужно решить кабинету министров. В краткосрочной перспективе (так называемый «переходный период») правительство будет решать чисто тактические задачи, — полагает эксперт. Это:
В финансовом плане главным для правительства будет подготовка к дальнейшей плавной девальвации тенге
С приходом нового правительства в Казахстане все чаще начинают говорить еще об одном ослаблнении национальной валюты.
«Понятно, что намерения Нацбанка РК всерьез заняться дедолларизацией экономики остаются лишь декларациями, поскольку
и внешние, и внутренние факторы объективно диктуют необходимость дальнейшего ослабления тенге»,
— пишет экономист Тулеген Аскаров.
«Правительство явно выбрало самый легкий вариант — низкий курс тенге, увеличение ставок по налогам и увеличение собираемости налогов, — констатирует директор консалтинговой компании BRB Invest Галим Хусаинов. — Этот вариант работает только в краткосрочном периоде и никогда не может быть взят за базу как основа экономической политики.
Инфляция догонит снижающийся курс и нужно будет снова обесценивать валюту. Так будет происходить постоянно
Увеличение ставок в конце концов приведет к сокращению налоговой базы, и мы ничего не получим, тогда как экономика будет дестимулирована. В таких ситуациях единственный выход — это расширение налоговой базы за счет стимулирования экономики».
По мнению экономиста Айдархана Кусаинова, текущий 2016 год мы еще сможем пережить, не меняя ничего. Но в 2017 году такой сценарий уже не сработает.
«Мы стоим на пороге необходимости кардинальных изменений.
Весь вопрос только в том, насколько долговременным будет влияние ослабления тенге. На 2016 год его точно хватит
— сказал аналитик в интервью газете «Курсивъ». — Необходимо понимание, что нужно изменить экономическую политику в целом. Одна ее часть монетарная, другая касается экономики в целом.
Монетарная поменялась, потому что дальше невозможно было оставаться в прежнем состоянии, и эти изменения дадут передышку на 2016 год,
Однако, если не пересмотреть экономическую политику в целом, нас ждет новый кризис, и это не зависит от того, насколько вырастет цена на нефть».