Карагандинская область превращается в регион, где активно формируется религиозно-экстремистское подполье, считает политолог.
Руслан Жангазы: анатомия успеха антитеррористической стратегии — «желудок», «мозг», «кулак»
Недавно Институт мировой экономики и политики опубликовал данные о росте числа «исламских» запросов из Казахстана в Интернете.
«В 2016 году во время религиозного поста Ораза впервые в бытовом языковом дискурсе появилось слово «ифтар», которое является арабским аналогом традиционного понятия «ауызашар» (разговение). Арабский термин стал появляться на вывесках кафе в Алматы, звучать в речи… Это свидетельствует о культурологических изменениях», — говорится в статье Данияра Сабитова.
Проанализированы тренды поисковых запросов слов «ифтар» и «ауызашар».
А вот и диаграмма популярности слова «ифтар» по регионам:
Может ли данная статистика свидетельствовать об исламизации населения Казахстана? Есть ли связь между активностью запросов по слову «ифтар» на западе страны с религиозной нестабильностью как раз в этих регионах? Все эти вопросы мы задали известному политологу Руслану Жангазы.
— Наблюдается рост числа запросов по мусульманским традициям. Идет исламизация казахстанского общества?
— Предлагаю данные, представленные в исследовании ИМЭП, взять за основу условно, так как его формат предполагает определенные ограничения. О чем предупреждают и сами авторы. При этом представленные данные задают любопытные направления для анализа и косвенно подтверждают уже известные гипотезы. Во-первых,
речь идет не просто об исламизации, что в общем-то очевидный тренд. Из исследования можно предположить и то, что мусульманская умма Казахстана подвергается арабизации
Другими словами, вместе со знаниями об исламе наш народ впитывает элементы арабской культуры и арабского варианта ислама. Какие выводы можно сделать из данного тренда?
— Во-вторых, в исследовании обозначен тренд на интернетизацию ислама, то есть
знания об исламе мы начинаем черпать не из системы воспитания старшего поколения, родителей и проповедей имамов
при посещении мечети, а через современные возможности информационных технологий.
Можно констатировать, что
у казахов нарушена многовековая традиция передачи национальных традиций из поколения в поколение через назидания аксакалов,
обращенных к молодежи. Такая ситуация сложилась не только из-за бурного развития Интернета, но и в немалой степени потому, что родители стали уделять меньше внимания воспитанию собственных детей.
Другим проявлением данного тренда является то, что ислам проявил высокую информационную мобильность и «переехал» в интернет. Имамы стали доступны онлайн и видимо недалек тот день, когда речь пойдет о создании некоего подобия «электронной мечети».
— К сожалению, этим трендом умело воспользовались идеологи экстремизма. Если поэтапно проследить эволюцию ИТ-технологий, то становится очевидным, что радикальные проповедники быстро адаптируются к новым веяниям и «идут» за своей паствой следом. Сначала проповедь размещалась на обычных информационных сайтах, потом — в социальных сетях, затем – сервис Youtube и другие популярные видеохостинги, а теперь вот системы быстрой передачи сообщений — мессенджеры типа WhatsApp. Где они будут завтра вербовать своих новых жертв? Я не знаю. Но нужно внимательно отслеживать тенденции развития информационных технологий и действовать на опережение.
Заблаговременно принимать меры по информационному доминированию традиционного для казахов ислама в новой технологической среде.
Для дальнейшей работы с аналитическими инструментами ведущих поисковых систем экспертам ИМЭП
я бы порекомендовал обратить внимание также на поиск корреляций между «пиками» интенсивности запросов и вспышками террористической активности
Конечно же, речь должна идти о запросах, связанных с тематикой религиозного экстремизма и терроризма: «такфир», «джихад», «СВУ», «ИГИЛ», «ДАИШ» и прочих.
— В 2005 году было много запросов безграмотных, с ошибками. Сейчас они правильные и их стало больше. То есть теперь мы образованные мусульмане?
— Конечно же, какой-то определенный прогресс в повышении религиозной грамотности среди нашего населения можно предположить. Но все же подавляющее большинство по-прежнему обладает низким уровнем знаний об исламе. Об этом свидетельствует и то, что большое количество верующих ежедневно подвергаются манипуляциям со стороны псевдорелигиозных вербовщиков.
Частичное повышение религиозной грамотности я увязываю в том числе и с нарастающими террористическими угрозами.
Люди стали больше интересоваться исламом по принципу «предупрежден, значит вооружен»
Кроме того, в нашем обществе развернулась активная дискуссия о роли ислама в светском государстве, его положительном и негативном воздействии, и я считаю, что это правильно. Равноправный диалог позволит принимать более взвешенные решения с учетом мнений большинства верующих.
— Обратите внимание на регионы, откуда идет большинство запросов. Что с этим делать? Исламизация населения вроде как очевидна, но не повсеместно, а в отдельных регионах, тех самых, в которых много и радикалов.
— Я не совсем разделяю данный тезис. Согласно данным, с которыми я ознакомился из социологических исследований,
в Казахстане практически не осталось благополучных регионов, не подверженных религиозному экстремизму
Тезис о том, что Запад и Юг нашей страны являются наиболее проблемными, уже можно смело относить к категории стереотипов. По моим данным, Центральный Казахстан, а именно
Карагандинская область, превращается в регион, где активно формируется религиозно-экстремистское подполье
Это объясняется тем, что регион является транзитным, там большое скопление исправительных учреждений.
Труднодоступные, отдаленные и малонаселенные пункты в северных регионах нашей страны почему-то активно заселяются мигрантами с Северного Кавказа. Как они там живут? Чем занимаются?
Почему вместо Конституции там фактически действуют нормы Шариата – никто не знает
Определенные тревожные сигналы поступают также из Восточного Казахстана
— Но наиболее многочисленные, по моему мнению, адепты радикальных религиозных течений сосредоточены вокруг двух столиц – в Акмолинской и Алматинской областях, что связано с трудовой миграцией. Причем если в Алматинской области это достаточно отдаленные от Алматы населенные пункты, то по Акмолинской области речь идет о территории вокруг столицы всего лишь в радиусе 10 километров.Таким образом,
Астана и Алматы «опоясаны» потенциально опасными зонами, где возможно значительное присутствие экстремистских элементов
Другими словами, не должно быть заблуждений, что только отдельные регионы нашей страны подвержены религиозному экстремизму. Это не так. Соответственно и меры противодействия должны быть системными и общестрановыми. Что делать? Я уверен, что если бы каждый госорган, каждый госслужащий добросовестно исполняли свои обязанности, то и каких-либо чрезвычайных мер сейчас не нужны было бы предпринимать.
«Анатомия успеха» антитеррористической стратегии, на мой взгляд, состоит из следующих трех факторов: