Если тюрки объединятся, никакая внешняя сила не сможет им противостоять, убежден тюрколог Ибрагимхалил Балаев.
Балаев — общественный деятель из Азербайджана, который убежден, что всего 4 принципа помогут тюркам возродиться как единой силе.
— Идея объединения тюркских народов звучит уже давно. Но никто не предложил механизм. В чем ваш рецепт объединения тюрков?
— Объединение тюрков — давно назревшая потребность. Примерно 100 лет мы стремимся к этому. Но этого не происходит. Мне кажется, здесь две причины. Когда говорят «объединимся» — имеют в виду объединение под чьим-то флагом. Каждый заранее назначает себя лидером. В тюркском мире, слава Богу, так много лидеров! Но у нас не хватает каменщика, который бы таскал раствор на стройку этого объединительного процесса. И я решил устроиться чернорабочим на общественных началах, предложил более конструктивный механизм нашего объединения. Вторая причина, по которой не происходит объединение, — не предлагается механизм, как это можно сделать. Государства могут иметь разные интерес и могут увести наши народы друг от друга. Нужен такой механизм, который будет неизбежно вести нас друг к другу.
Есть еще третий момент — внешняя сила, которая понимает, что если тюрки объединятся, то ей, этой силе, нечего будет делать. Ей не будет позволено разрушать чужие страны, проливать кровь миллионов невинных людей, сталкивать их друг с другом. Поэтому она всеми силами противодействует этому.
— И как объединяться?
— Сначала я обратил внимание на лозунг Исмаила Гаспралы — он говорил о единстве в языке, мыслях и делах тюрков. Если мы будем говорить на одном языке, будем иметь общие цели, делать общие дела, то будем объединены волей-неволей. Я был на научно-практической конференции, посвященной 1000-летию Алматы. В азербайджанском языке есть слово «сойдаш» — «одной крови». Мы одной крови, но нам трудно понимать друг друга. Я стал прислушиваться. И когда выступал академик Карл Байпаков, мне стало легче понимать. Я уже не первый раз в Казахстане и мне не нова казахская речь. Я думаю, что казахам сложно понимать азербайджанскую речь, но от этого мы же меньше братьями не становимся! Например, когда идешь, видишь надпись «үй». Моя деревня тоже называется «үй». В литературном азербайджанском языке произносится как «эф», а в моей деревне говорят «үй». В обиходе у нас всегда говорят «дүкен». Здесь тоже везде пишут «дүкен». И это только видимая часть айсберга. Все корневые слова у нас же одинаковые.
— Ребята-энтузиасты разрабатывают язык ортатюрк. Вы какой язык предлагаете?
— Я лично общался с теми, кто этим занимается. Само название «ортатюрк» мне не подходит. Это какой-то эсперанто на основание других языков с тюркским диалектом. Там ничего не делается со словами других языков – арабизмами, персизмами. Они делают просто манную кашу из тюркских диалектов. Также для формирования ортатюрка используется компьютерная программа, как будто мой язык – не живой организм. Это меня сразу отталкивает. Я взял на вооружение идею великого Чингиза Айтматова — он предлагал за основу взять огузско-карлукский диалект. Почистить от арабизмов и персизмов, заменить на слова кипчакской группы. Тогда получится универсальный словарь. Именно словарь будем создавать, не язык, и на его основе будем общаться друг с другом. Со временем мы сможем использовать его в быту.
— Хорошо. Язык, можно сказать, самое простое. Как насчет других пунктов – единство в делах и мыслях?
— У каждого народа есть идентификационный фактор — письменность. Я считаю, что мы имеем право использовать собственную письменность. Мы не были бесписьменным народом. Сегодня мир пользуется письменностью, созданной на основе нашего тамга. Я предложил сделать письменность на основе руники. Известный азербайджанский тюрколог показал мне 44 варианта письменности: руническая, финикийская, этрусская, латинская… Видно, что руническая послужила основой для всех. Он объяснил: когда писали на камнях, было трудновато, поэтому получались геометрически правильные линии. Когда перешли на пергамент, на бумагу, то писать стали более овальными элементами.
— Словарь, язык. Вы предлагаете вернуть рунику. Что еще?
— Общая история. Отделить человека от семьи, стереть ему знания о своем прошлом… Это делается с нами уже 1000 лет. Я исключительно азербайджанец и моя родина только Азербайджан. Аттила является общим для нас. Тюркские каганаты тоже. Тюрки-сарматы – наши однозначно. Мы родственны с якутами и прекрасно понимаем друг друга. Я недавно был в Якутии. Это такой отдаленный улус, но там сохранилось слово «эрчеги» — «настоящий мужчина». У нас тоже, если ты настоящий мужчина, то ты эрчеги.
— История тюрков отличается от истории других народов тем, что у них история территории. А у нас история крови.
— Мы являемся автохтонами на Алтае, во всей Евразии. Но историю пытаются переиначить. Типа пришел Батый — развалил Киев. Как только Батый туда зашел, оттуда был изгнан патриарх — и вернулся благодаря Батыю. Сохранились все культовые сооружения. Мы не пытались никого ассимилировать. Нет такого второго народа, который создал столько империй. Кого-нибудь мы пытались ассимилировать? Балканы типа 700 лет были под османским игом. Но кто-нибудь говорит на турецком на Балканах?
— С историей все понятно. У вас еще один пункт. Мировоззрения. Часть тюрков — мусульмане. Часть — тенгрианцы, христиане.
— Мусульманский мир не является единообразным. У шиитов имеется 4 мазхаба, у суннитов более 30 направлений. Тюрки представлены во всех мусульманских течениях. Мы представлены и в христианстве, и в буддизме. И абсолютно толерантно относимся ко всем религиям. Имеем уполномоченных представителей у православных христиан – гагаузы, чуваши. Как хочешь, так и верь! Но надо иметь в виду, что в нашей истории нашими отцами было создано собственное мировоззрение — тенгрианство. Я не призываю отказаться от собственной веры в пользу тенгрианства. Но вместе с тем я предлагаю, чтобы у моего народа был выбор. Хочешь — молись так, хочешь — по-другому. От этого ты не перестанешь быть моим братом. Но выбор должен быть. И тенгрианство – составление золотой книги «Алтын битик» – выполнит данную функцию. Эту золотую книгу мы сможем создать на основе универсального словаря. Служители культа, ученые, которые посвятили себя тенгрианству, смогут работать на основе этого словаря. Вы думаете, что арабский язык сохранился, потому что они такие великие? Он сохранился исключительно благодаря исламской религии, которую мы сохранили.
Вклад в сохранение ислама и иврита внесли тюрки
— А в чем суть этого мировоззрения, если он – мусульманин, я – тенгрианец? В чем единство?
— Я сказал, что к этим мировоззрениям мы можем добавить тенгрианство как равноправное. Мы просто даем им право на выбор.
— Кто-то из авторитетных людей поддерживает вашу деятельность?
— Это не моя идея. В 2012 году Нурсултан Назарбаев, выступая при поднятии флага Тюркского совета, говорил: по всей Евразии вплоть до Белого моря тюркские земли. Если мы объединимся, то станем единой многомиллионной силой. Я являюсь как бы продолжателем этой идеи наших аксакалов.
— И кто наши аксакалы?
— В Казахстане мы обратились к людям-брендам. Например, Олжас Сулейменов.
— И он согласился?
— Да.
— У других народов?
— У киргизов Топчубек Тургуналиев. Он считается отцом киргизской демократии. Мырзатай Жолдасбеков – бывший вице-премьер Казахстана, министр образования. Очень уважаемый тюрколог.
— В Азербайджане?
— Фирудин Джалилов. Он тоже бывший вице-премьер, министр образования. Мудрейший человек. Из гагаузов я могу назвать первого президента Гагаузии, благодаря которому на политической карте мира вообще появился такой субъект — Степан Михайлович Топал. Еще один аксакал — Степан Степанович Булгар. Такие люди там будут представлены. Работа идет.
— Наверное, пришло уже время объединяться.
Видеоверсию смотрите здесь.