Террористы в Актобе смогли воспользоваться временной растерянностью военных — министр обороны.
В Военно-инженерном институте электроники и связи (Алматы) министр обороны РК встретился с представителями СМИ. В ходе беседы Имангали Тасмагамбетов поделился текущим состоянием дел в армии и ответил на самые разные, иногда не совсем приятные, вопросы журналистов.
В ходе беседы у главы военного ведомства поинтересовались, почему во время нападения террористов на воинскую часть в Актобе не прозвучала команда «В ружьё!» и военнослужащие части не смогли дать мгновенный отпор экстремистам.
— Нападение произошло на войсковую часть Национальной гвардии, это подразделение Министерства внутренних дел, — пояснил министр. — Это тоже военная структура, но в мирное время такие части подчиняются МВД, а в военное время — Министерству обороны. Поэтому все приказы и инструкции, которые там есть, в принципе, на восемьдесят процентов соответствуют военным документам, остальное — с учетом специфики.
Министерство внутренних дел сейчас разбирается (в деталях террористической атаки — ред.). Но вы правы —
как только происходит нападение, должна прозвучать команда «В ружьё!»
И войсковая часть должна быть готова полностью к военным действиям. Каждый из расчетов, подразделений занимает ту зону ответственности, за которую он отвечает.
Но понимаете, у нас же у всех успокоенность. Ничего не происходит, всё мирно течет, каждый день как «день сурка». Кажется, что всё, о чем говорят командиры или вышестоящие приказы, лишь от чрезмерной бдительности.
Кажется, что «это» может произойти в Сирии, в Египте, только не у нас
И когда внезапно «это» произошло, практически военнослужащих при оружии не было. Вот этот временной отрезок вызвал определенную растерянность. И потому мы имеем там и раненых, и погибших… Но тем не менее, собравшись, они дали отпор.
Что касается войсковой части, непосредственно примыкающей (к части Нацгвардии — ред.), то здесь ситуация такова:
как только в той или иной войсковой части возникает внештатная ситуация, происходит оповещение
Оповещение — не только по боевой тревоге поднять, но и при необходимости оказать содействие. Этого не произошло. Этот аспект тоже необходимо анализировать, чтобы впоследствии доводить до автоматизма.
Напомним: 5 июня 2016 года в Актобе группа преступников захватила маршрутный автобус, пассажиры были высажены. На захваченном транспорте преступники протаранили ворота в/ч 6655 Нацгвардии и проникли на территорию части, где устроили перестрелку с воинским нарядом и прибывшими сотрудниками полиции. Встретив активное сопротивление, одна группа преступников была заблокирована, а другая вынуждена была скрыться, покинув территорию части. В ходе перестрелки один из преступников ликвидирован и один ранен. Из числа военнослужащих Национальной гвардии трое погибли, шестеро были ранены.
Еще один щекотливый вопрос от журналистов касался военнослужащих, задержанных 6 июня 2016 года вместе с Тохтаром Тулешовым (обвиняемым в организации государственного переворота). Как сообщили в КНБ, вместе с шымкентским заговорщиком были задержаны командиры войсковых частей 35748 и 55652 регионального командования «Юг» минобороны РК, полковники Бекзат Жумин и Кайрат Пернебаев. Что же произошло на самом деле?
— Давайте дождемся окончания следствия, — ответил на этот вопрос Имангали Тасмагамбетов. — Но скажу вам вот о чем: как только «пивного барона», как его называют, арестовали, мне принесли видеосюжет о том, как
в честь своего отца, бывшего сотрудника МГБ, Тулешовым был организован так называемый «слёт десантников», куда были приглашены и российские военные
На этом «слёте» было показано большое количество военной техники, самолёты были привлечены…
Естественно, я назначил служебное расследование, которое показало, что они (Жумин и Пернебаев, — ред.) приняли самостоятельное решение без согласования с вышестоящим командованием. Вследствие чего мной моментально было принято решение от отстранении их от обязанностей командиров. Позже их дела были переданы в Комитет Национальной безопасности.
На мой взгляд, там был банальный момент подкупа — им дали деньги…
К сожалению, такие моменты встречаются в любом ведомстве…
Вторжение России в Казахстан невозможно — Имангали Тасмагамбетов