Китайские туристы больше всего на свете любят природу, шопинг и… кипяток.
Привлечь китайских туристов сегодня мечтает без преувеличения любая страна мира. Согласно статистике, в 2016 году около 140 млн китайцев совершили (или еще совершат) туристическое путешествие. При этом они собираются потратить порядка 188 млрд долларов США. Для сравнения: ВВП Республики Казахстан за 2013 год составил 230 миллиардов долларов.
Из этих 140 миллионов больше 70 миллионов китайцев выедут за границу своей страны. Они поедут в Японию, Вьетнам, Россию США, Европу. И оставят там свои деньги.
Для Китая характерна высокая доля внутрирегиональных поездок. 72,5% туристов предпочитают Сянган и Аомынь. Такой выбор объясняется простотой поездки: свободный въезд и транспортная доступность. Лидеры посещаемости — Япония (3,5%), Россия (2,8%).
Министерство финансов США подсчитало, что
страна в 2016 году может рассчитывать примерно на 2,85 млн туристов из Китая, которые собираются оставить в США порядка 15 млрд долларов
Для привлечения еще большего числа туристов власти страны позволили китайцам посещать США по одной визе в течение 10 лет.
Европейские правительства также «молятся» на китайского туриста. Так, Греция смогла заманить к себе тысячи состоятельных китайцев только из одной провинции. Успехом она обязана популярной телепередаче типа «Давай поженимся» в провинции Дзянсу (охват одной телепрограммы — 50 (!) млн телезрителей). В финале каждой передачи пары, набравшие больше всего голосов, отправляются в медовый месяц в Грецию. Благодаря этой передаче страна стала в Китае символом свадебного путешествия. При этом не все китайцы знают, где находится Эгейское море.
1 июля 2016 года между правительствами Казахстана и Китая был подписан меморандум о посещении Казахстана туристами из Китая по групповой визе. Отныне китайским туристам въезд на территорию нашей страны разрешен на срок до 15 дней, а количество людей в группе не должно быть больше пятидесяти.
И вот 5 августа Казахстан посетила первая партия китайских туристов. Всего приехало 300 человек.
Семидневная поездка по регионам Казахстана обошлась недешево — 700 долларов с человека без перелета
Но, судя по сообщениям китайских газет, желающих попасть в «экзотический тур» по Казахстану было намного больше. В городе Урумчи для отъезжающих устроили целое грандиозное празднование, назвав отправку группы «новой вехой в развитии казахстанско-китайских отношений».
Преобладали в туристической группе жители западных провинций Синьцзян, Нинся-Хуэй и Ганьсу, в основном старше 40 лет. Группа была поделена на четыре части и отправлена по маршруту «Астана-Усть-Каменогорск-Алматы».
Первыми сложнейшую науку по приему китайских туристов осваивали усть-каменогорцы. И освоили ее, судя по всему, неплохо — китайцы оценили свою поездку по Алтаю в 10 баллов из 10 возможных. Больше всего их поразила девственная красота местной природы, величественность гор и необыкновенная чистота воздуха.
Кроме этого, как сообщил местный портал Уk-news.kz,
за три дня пребывания в Усть-Каменогорске и его окрестностях группа граждан КНР из 26 человек потратила около 1 500 000 тенге на покупку местной продукции
— Покупали в основном продукты местного производства: молочные изделия, макароны, колбасную продукцию, казахстанский шоколад, — рассказывает директор турагентства «Премьер Тур» из ВКО Валерия Топольняк. — А некоторые приобрели казахстанские ювелирные украшения.
Астана китайским туристам, честно говоря, не очень приглянулась. По словам представителя казахстанской турфирмы,
китайцы поглядели на несколько высотных зданий Астаны и сказали: «И что здесь такого? Вы Шанхай видели?»
После этого они попросили отвезти их в какое-нибудь экзотическое место.
А вот живописные места возле Алматы вновь поразили туристов из Поднебесной.
— Мы повезли их на Чарын, — рассказывает директор алматинской турфирмы «Жетiсу» Елена Бекбоева. — Они были, как принято сейчас говорить, «просто в шоке».
Китайцы буквально «расползлись» по ущелью, просто не могли их собрать
Мы опоздали на два часа на ужин! Это грубейшее нарушение программы, за которое турфирму обычно штрафуют. Но участники группы попросили не применять штрафных санкций.
Конечно, не только природными красотами нужно привлекать туриста из огромной соседней страны. Ведь
согласно прогнозам туроператоров КНР, Казахстан ежегодно готовы посещать до 250 тысяч китайских туристов
Как отмечает аналитик портала Zakon.kz Татьяна Каукенова, у этнического и культурного туризма есть большой шанс. Главное, обеспечить достаточный уровень сервиса и комфорта.
«Не менее привлекателен и шоп-туризм, особенно в отношении люксовых брендов.
Продукция таких брендов, как Prada, Louis Vuitton, Dior в Казахстане ощутимо дешевле, чем в КНР,
— пишет журналист.
Вот еще неожиданное направление — «игорный туризм». В континентальном Китае, как известно, казино запрещены и выведены на территорию Макао (Аомынь), до которого из западных регионов КНР ехать долго и дорого. Эту «тему» активно развивают россияне. «В пригороде Владивостока создана игорная зона, поток туда идет довольно активный. Точной статистики нет, но по данным департамента туризма Приморского края,
в 2015 году Владивосток посетили порядка 329 тысяч китайских туристов. Это неизмеримо больше, чем принял весь Казахстан,
— пишет Татьяна Каукенова.
Кроме этого, не стоит забывать, что 2017 год объявлен «Годом Китая в Казахстане». Казахстан внесен Госсоветом КНР в список стран, рекомендованных для поездок туристов, особенно в преддверии зимней Универсиады-2017 в Алматы и EXPO-2017 в Астане. Это означает, что ожидается большой приток китайских посетителей.
Планов у акимата Алматы по привлечению туристов много, но воплощения пока не видно
Так, например, обещалось, что уже в 2016 году «будут разработаны и изготовлены 5000 туристических карт и 1000 атласов туристических маршрутов на четырех языках: казахском, русском, английском и китайском». Управление туризма Алматы совместно с АО «Национальные информационные технологии» обещало создать портал, который объединил бы все услуги туристской сферы. Это бронирование авиабилетов, мест размещений, заказ экскурсий, справочно-информационные материал, видео- и фотогалерея, событийный календарь.
Это было обещано, но как водится, не выполнено…
— Многие думают, что китайских туристов принимать тяжело, — продолжает Елена Бекбоева. — Это не так. Да, они требовательны, и некоторые требования для нас непривычны. Например, они четко и заранее формулируют свои запросы. Например, просят, чтобы в номере отеля обязательно был чайник и большое количество питьевой воды.
Китайцы очень много употребляют именно крутого кипятка, горячая вода из кулера их не устроит
При этом чай они привозят с собой. Также на завтрак должны быть в обязательном порядке вареные яйца и лапша. Разумеется, кроме столовых приборов должны быть палочки. Все надписи блюд должны быть продублированы на китайском языке.
Интересно, что и наши гиды их не устраивают, — продолжает эксперт. — Гид должен иметь китайское происхождение, а не просто закончить вуз в Китае. Он должен разбираться в тонкостях не просто китайского языка, но и мышления. На наш вопрос «Где же мы найдем столько гидов?» нам ответили: «Ищите среди оралманов!». Ну что же, мы начали искать.
Пока во всем Алматы нашли только трех мигрантов из Китая, которые могли бы стать экскурсоводами
Словом, запросов у китайцев много, — резюмирует Елена Бекбоева. — Но что же мы имеем по факту? В половине гостиничных комнат чайники не работают, питьевой воды нет. То есть вода была, но куда-то делась! Водитель автобуса периодически исчезает, отключая мобильный телефон, а пограничные службы аэропорта группу из 26 человек пропускали час.
А потом партнеры вздыхают и говорят, что с китайцами работать трудно. А знаете почему у нас так говорят? Потому что ключевое слово здесь «работать».
Нужно не просто прийти на рабочее место и провести там время, а по-настоящему качественно сделать свою работу
И это ведь касается любых, совершенно любых туристов!
А китайцы… Нормальные они. Активные, веселые, душевные! Любят фотографироваться, любят природу, шопинг и… кипяток.