Между Анкарой, Москвой и Астаной — что увидели турецкие СМИ и дипломаты в визите президента Казахстана.
Недавний визит Нурсултана Назарбаева в Анкару получился достаточно неожиданным и не предварялся обычной информационной «артподготовкой». Тем не менее, он получил очень интенсивное освещение, причем не только в турецких СМИ. Обычно визиты такого рода вызывают интерес только в пределах этих двух стран. Но турецкая поездка казахстанского президента попала на страницы газет всех ведущих государств.
Отчего такое внимание?
Нурсултан Назарбаев стал первым из мировых лидеров, прибывших в Турцию после того, как там предотвратили попытку вооруженной смены власти
Его приезд воспринят как символ поддержки. И такая поддержка крайне важна для страны, в которой уже не стреляют, но которая еще очень далека от возврата к стабильности.
Это также символ заинтересованности Казахстана в улучшении ситуации в Турции. И здесь мы переходим к самому главному. Ведь в самой Турции, называя визит нашего президента историческим, все же больше говорили о другом — о его роли в примирении Анкары с Москвой. Это было лейтмотивом и выступлений президента Эрдогана, и публикаций в ключевых изданиях. Оценка в них дана однозначная – без усилий Назарбаева примирение было бы под очень большим вопросом.
И туркам сложно переоценить эти усилия. Что неудивительно. Прекращение конфликта с Россией для Анкары и до попытки путча было важным, а сейчас важно вдвойне. На самом деле, кто знает, как бы вообще развивались события, если бы Турция не встала на путь примирения?
В том, что Нурсултану Назарбаеву удалось склонить к этому пути Анкару и Москву, нельзя отрицать роль его доверительных отношений как с Путиным, так и с Эрдоганом. Однако «личной химии» в таком запутанной тупиковой дипломатической проблеме было бы мало. Требовалась стратегия.
У Казахстана имелось несколько вариантов. Можно было занять сторону одного из конфликтующих государств. Не обязательно вступив в противостояние, но так или иначе обозначив свою поддержку позиции либо Москвы, либо Анкары. Сделать ставку и надеяться, что она выиграет.
Второй вариант – не пытаться остановить конфликт, а извлекать из него максимум выгоды как экономике, так и во внешней политике.
Президент Казахстана выбрал третий путь, который выглядел самым сложным и не сулил краткосрочных выгод – активно помогать сближению противоборствующих сторон. Риск, казалось, был огромен.
Ведь сейчас практически все игроки международной большой политики исповедуют принцип «игры с нулевой суммой». Проще говоря, один может выиграть только за счет проигрыша другого.
Назарбаев же решил найти такой способ, когда в выигрыше окажутся все стороны. Сама возможность такого варианта многими даже не рассматривалась. Казалось бы, как можно одновременно найти плюсы и для турецкой, и для российской стороны, тем более, что их нарастающее противостояние усиленно подогревалось?
Но это удалось сделать. Беспрецедентная плотность контактов, встреч и телефонных переговоров казахстанского президента с лидерами России и Турции – лишь верхушка айсберга, не отображающая истинный объем той работы, которая стала образцом «челночной дипломатии».
Выиграла Турция, которая сейчас видит в этом заслугу Назарбаева. Выиграла Россия, которой нужна поддержка в условиях противостояния с западом. Выиграла идея единой Евразии.
Главное — выиграл Казахстан. Причем речь идет не просто об имидже страны, но и совершенно прагматичных интересах.
Во-первых, с Россией и Турцией нас связывают тесные деловые связи.
Во-вторых, нам очень важны общие евразийские проекты, особенно транспортные. При низких ценах на нефть для Казахстана в будущем ключевым источником валютной выручки должен стать транзит.
Мы являемся звеном ключевых трансконтинентальных коридоров, но все они имеют смысл только при стабильности в регионе.
При конфликте же между Россией и Турцией говорить о стабильности нет смысла
Таким образом, казавшееся фантастикой стало реальностью: конфликт был разрешен к выгоде всех сторон. Поэтому можно сказать, что историческому визиту в Анкару предшествовала поистине историческая победа Нурсултана Назарбаева. Ее значение еще предстоит оценить, оно раскрылось пока не в полной мере. Ведь изменения коснутся многих направлений, включая Сирию.
Так, еще даже не начав работу в качестве члена Совбеза ООН, Казахстан уже вносит вклад в международную безопасность.