Возвести онлайн-петиции в ранг закона предлагает «Интернет-движение 2050″.
Данат Жумин, председатель движения, убежден, что этот инструмент демократии давно пора запустить в Казахстане.
— Данат, ваше движение 2050 – такое серьезное. Неужели у вас нет других дел как узаконивать онлайн-петиции? Мы победили коррупцию? Мы развиваем село? Мы добились положительного сальдо миграции? Мы все решили?
— Онлайн-петиция – это еще один дополнительный инструмент решения проблем в обществе. Сегодня мы видим, что есть определенные сложности в коммуникациях между государством и обществом. Примером этому послужили недавние митинги. Помните, было некоторое недовольство в обществе, неудовлетворенность: «Почему вы нас не слышите?» Так давайте сделаем онлайн-петиции, с помощью которых человек сможет выразить свою позицию. Легко, не выходя ни на какой митинг, донести. А государство может эту позицию услышать и принять какое-то решение.
— В Facebook постоянно какие-то петиции. Мне кажется, нажимание кнопочек создает иллюзию участия в общественной жизни. Я сижу дома на диване. Здесь у меня кофе, здесь телевизор, компьютер. Кошка у меня в ногах. Я нажал – высказал свою гражданскую позицию. Но это же не так.
— Совершенно верно. К сожалению, сегодня интернет – это просто говорильня. Не факт, что к тому, что ты говоришь, будет привлечено какое-то внимание.
— Абсолютно никакого внимания.
— Когда мы говорим о механизме онлайн-петиции, мы говорим о более реальном участии граждан в политике страны. За счет чего? Ты не просто кликаешь мышкой. Ты отвечаешь за себя. Ты – не фейковый аккаунт. Ты используешь ЭЦП.
— Ага, вот как.
— Этот ресурс размещен не где-нибудь, а на портале электронного правительства.
— Egov.kz.
— Который является официальным. И если он набирает определенное количество подписей, то государство берет на себя обязательство. Человек не просто выговорится – я считаю так и этак. Я считаю, что есть такая проблема. Я считаю, что она важна для нашей страны, для нашего общества. И я призываю всех, кто поддерживает ее, использовать ЭЦП и проголосовать за эту петицию. И если данное петиция набирает значимое количество голосов…
— А какое надо?
— Если мы обращаемся к акиму или к депутатам городского маслихата на региональном уровне, то предлагаем 5000 человек. На республиканском — 15 000 человек.
— Не маловато?
— Мы провели анализ таких же инструментов в мире – в США, Великобритании, Прибалтике, России, на Украине.
— Там онлайн-петиции в законе?
— Да. Официальны, в законе, как инструмент демократии.
— Я имею в виду то, что руководящий орган обязан откликнуться на нее?
— Обязан. В Великобритании необходимо около 100 тысяч подписей. Если их петиция собирает, то английский парламент обязан ее рассмотреть.
— Я не знаю, как в Лондоне… В Англии может быть интернет есть везде. А у нас кто-то только слышал, что есть интернет. А у кого-то нет денег. Сколько у нас реальных пользователей? И насколько наш народ готов к онлайн-петициям? Не получится ли, что 15 000 будут решать судьбу всего населения?
— Когда мы говорим, что половина населения не имеет доступа к интернету, мы забываем о том, что другая половина доступ к интернету имеет. И она должна более широко использовать его возможности. Это первое.
Второе. Когда мы предлагаем внедрить механизм онлайн-петиции, мы не говорим, что им не может воспользоваться человек, у которого нет постоянного доступа к интернету. Можно пойти в публичную библиотеку, интернет-кафе. В конце концов есть мобильные телефоны. Если не у меня, то у моего соседа есть с доступ к интернету. Если меня реально этот вопрос заботит, то я могу пойти и высказать свою позицию. Сегодня у нас есть правительственные блоги. Мы же не должны отменить этот механизм только потому, что какая-то часть не может воспользоваться этими механизмами. Давайте запретим электронное правительство, потому что нет интернета. Я считаю этот подход не совсем адекватным.
— Вы проводили онлайн-слушания. На них присутствовал кто-то из представителей власти или депутатов?
— Были депутаты маслихата. Депутатов мажилиса не было.
— Маслихата Астаны?
— Да. Как раз в тот день было пленарное заседание в парламенте, поэтому никто из их депутатов прийти к нам не смог. Были политологи, представители организаций, занимающихся электронным правительством, рядовая общественность. И в подавляющем большинстве люди эту позицию поддержали. А через несколько дней у нас была встреча с Мауленом Ашимбаевым – председателем комитета по обороне, безопасности, международным делам. Он выслушал, задал несколько вопросов и сказал: «Я хочу и буду вашим последовательным сторонником в стенах мажилиса парламента по части продвижения этой инициативы. Потому что считаю очень важным то, что вы предлагаете».
— Пока вы говорили, у меня возникло еще одно опасение. А не послужит ли этот механизм проталкиванию сугубо личных, корыстных идей, корпоративных, для сведения счетов, для грязной политики?
— Во-первых, онлайн-петиции не будут распространяться как возможность влиять на суд, на органы прокуратуры, на органы следствия. Есть закон, который запрещает оказывать давление на данные организации. Это первое. Второе: если ваша петиция не находит поддержки, вы не сможете толкнуть свою идею. Если же она пользуется поддержкой хотя бы 15 тысяч человек, значит она беспокоит не только вас, а еще 14999 человек в этой стране. А это уже важно. И третий момент. Рассмотрение онлайн-петиции вовсе не означает, что эта позиция будет принята и реализована. Правительство может получить ее, рассмотреть и сказать: «По таким-то причинам мы отказываем в ее удовлетворении» или наоборот, сказать, что «интересное предложение. Мы его изучили и берем в обработку».
— Конкретный пример. Вы приехали в Алматы. У нас много машин. У нас грязный воздух. Я инициирую онлайн-голосование запретить иногородним автомобилям въезд в город. Я найду не то что 15 тысяч сторонников, а 150 тысяч. А может каждый второй алматинец подпишется. И мы с этой петицией идем в парламент. Вот мнение подавляющего большинства. Но это же дискриминация. То есть дискриминационный вариант я протолкну или пытаюсь протолкнуть с помощью онлайн-голосования.
— Я вам так отвечу. Во-первых, вы будете обращаться не в парламент, а к депутатам маслихата Алматы. И еще очень важная вещь. От момента появления вашей петиции и до того, как она буде опубликована, она пройдет премодерацию на предмет соответствия базовым принципам нашего законодательства. Вы не имеете право дискриминировать по социальному статусу, по национальности, не можете призывать к насильственному изменению конституционного строя. Если петиция проходит по параметрам законности, то она будет опубликована. В случае с вашим предложением я не вижу никакой дискриминации. Считаю, что такая петиция возможна. Не запретить, но ограничить. Это международная практика. Граждане США, чтобы проехать в Нью-Йорк, должны заплатить.
— То же в Лондоне. Скажите, для осуществления этой идеи нужно создание особой платформы? Это будет на базе портала egov.kz или нужно иметь свой движок, технические возможности?
— Мы считаем, что нужно использовать те платформы, которые уже есть в стране. Они довольно неплохо функционируют.
— А они есть?
— Есть платформа электронного правительства egov.kz и есть портал открытого правительства, где, как мы считаем, очень органично мог бы появиться ресурс, связанный с онлайн-петицией. Такого же мнения придерживаются технические специалисты, занимающиеся разработкой этого проекта сегодня.
— Интересную вещь вы предлагаете. Подытожим. Это поможет снять социальное напряжение — не надо ходить на митинги. Можно выразить свое мнение посредством онлайн-голосования. Это консолидирует народ. А как быть в малонаселенных областях?
— На первом этапе нам нужно ограничить субъекты обращений с онлайн-петицией до двух уровней. Это уровень республики – можно будет обратиться к мажилису парламента или непосредственно к правительству, минуя министерства. На региональном уровне – это областной аким. Областной маслихат, если это город республиканского значения – Алматы, Астана. Аулы – позже. Мы исходили из того, что это небольшие образования. Они имеют возможность прямо участвовать в выборах. У нас сегодня избираются главы аулов – аульные старшины. В виду того, что там малое население, есть простые доступные возможности апеллировать к власти при желании. Этот комплекс специфичных, очень местных вопросов уровня аула должен решаться на уровне аула. А петиции – это способ для решения более коллективных, более масштабных вопросов уровня региона и страны.
— Вы меня убедили. Что бывает редко за 10-15 минут. Мне понравилась эта мысль. Каковы дальнейшие действия по продвижению этой инициативы?
— У нас сформирована волонтерская группа из юристов различных организаций. Сейчас юристы-волонтеры, анализируя наше законодательство, разрабатывают проект законодательных инициатив, законодательных поправок. Что в каком законе необходимо изменить. Может быть, какой-то закон необходимо принять, чтобы этот механизм официально заработал в стране. Эта работа будет продолжаться где-то до середины сентября. После мы планируем в сентябре-октябре в стенах парламента провести совещание. Пригласить на него представителей компетентных заинтересованных госорганов. В частности, Министерство информации и коммуникации, представителя администрации президента, еще раз это внимательно обсудить и дать пакет наших инициатив. Пользуясь случаем, хочу сказать, что мы инициируем общественную кампанию в поддержку данного механизма. Я хотел бы обратиться ко всем читателям 365info.kz — если вы верите, что этот механизм нужен нашей стране, нашим людям, то скоро появится возможность распечатать подписной лист, указать фамилию, свой ИИН и отправить на необходимый адрес, чтобы высказать свою поддержку. Мы хотим собрать определенное количество подписей, чтобы уже с ними обратиться в правительство. Использовать их как дополнительный аргумент, что сегодня это важно и что это поддержано обществом.
— Что же! Спасибо, что пришли к нам со своей идеей!
Видеоверсию смотреть здесь.