Требования Эрдогана о закрытии лицеев наши власти «отбили», но вопросы остались.
И редакция казахскоязычного портала Skifnews.kz решила озвучить все спорные моменты по работе казахско-турецких лицеев. Как оказалось, претензии к ним копятся давно.
«Телеканал КТК намекнул, что эти лицеи не имеют никакого отношения ни к туркам, ни к Гюлену. В подтверждение журналисты привели комментарии выпускников лицея.
Допустим, ни Турция, ни Гюлен не имеют никакого отношения к этим лицеям. Тогда почему они называются казахско-турецкими?
Почему мы их не называем просто казахскими лицеями?! Или давайте согласимся с предложением Айдоса Сарыма и назовем их лицеями Алаша.
Раз турки имеют к этому отношение, то они будут именоваться казахско-турецкими лицеями, хотим мы этого или нет!
Теперь другая проблема. Казахстанские чиновники заверяют, что сегодня лицеи работают не за счет Турции, а финансируются из бюджета Казахстана.
Кто эти чиновники?
в 2014 году начальник департамента Министерства образования и науки Жаныл Жонтаева в интервью журналистам заявила, что лицеи финансируются Казахстаном
Значит, это официальный ответ на поставленный вопрос.
Следующий вопрос. Если данные лицеи финансируются за счет государственного бюджета, то какое отношение к ним имеет фонд Катеv?
Сейчас руководители лицея оправдываются, утверждая, что система обучения не имеет никакого отношения к религии. Если они честны, то почему оправдываются?
Если лицеи не имеют никакого отношения к религии, то зачем им нужны специальные здания и почему они мальчиков и девочек обучают отдельно?
Если обучать детей вместе, как в других казахстанских школах, то они не освоят знания?
Потом заявили, что 90 процентов учителей — казахстанцы. Если учебное заведение казахстанское, то почему не на 100 процентов? Кто составляет оставшиеся 10 процентов?
Да, сегодня «воспитателей»-турков сменили казахстанцы. Но разве все они не питомцы тех турецких воспитателей?
Примечательно, что дети, поступившие в лицей, обязаны жить в общежитиях Katev.
Даже если лицеисты живут рядом с лицеем, они обязаны воспитываться в общежитии. А кто их воспитывает, мы уже говорили выше. Они живут в общежитии, постоянно находятся вместе. О чем беседуют с детьми по ночам (перед сном и по утрам), чему их обучают и как воспитывают? Понятное дело, что они ночи напролет не учат легенду о Кобланды батыре…
Если лицей не имеет никакого отношения к иностранному государству, то какую литературу в свое время привозили из Турции? Если названные учебные заведения не имеют никакого отношения к религии, почему тогда в 2008 году в Шымкенте возник большой скандал, когда благодаря своевременным действиям сотрудников КНБ в казахско-турецком лицее для девочек была обнаружена большая партия религиозной литературы, доставленной из Турции?!
Кто даст гарантию, что сегодня воспитанников названных лицеев не обучают с помощью подобной иностранной литературы?
Именно в эти годы, когда была обнаружена эта литература (возможно, раньше), с учащихся лицеев ежегодно собирали по 400 долларов США. А сегодня, в первый год поступления, деньги, оказывается, собирают в тенге.
Если лицеи финансируются Министерством образования, то для чего руководство собирает эти деньги?
Для углубленного изучения наследия Шортанбая и Дулата, Ыгылмана Шорекова, Мукагали? Или на эти деньги доставляют литературу из Турции?
Не думайте, что мы сгущаем краски. Береженого и бог бережет.
Если, как говорят руководители лицеев, система образования, учебная литература принадлежат Казахстану, то правильным будет определить роль фонда Katev в этих лицеях.
Мы хотим, чтобы выпускники КТЛ, получившие добротное образование, не стали последователями Гюлена и радикальных религиозных течений, а работали во благо своей страны.
А они уже сегодня входят во власть Казахстана».