Что успел, что не успел и что еще надо сделать самому молодому акиму Алматы.
9 августа — ровно один год, как акимом Алматы был назначен Бауыржан Байбек. Поначалу алматинцы шутили: «Теперь нас научат использовать воду как минимум три раза, прежде чем вылить, как это делают в Германии». Эти слова Байбека были вырваны из контекста — несмотря на такое саркастичное прочтение, они все же показали, что новый аким мыслит как хозяйственник. Что же ему удалось добиться за год с таким подходом?
Арман Шураев, общественный деятель:
— Год — не такой большой срок, за который можно что-то конкретное сделать. Внедрение системы «Онай», позволяющей вывести из тени денежные обороты в автобусных парках, уже больше дело.
С другой стороны, могу сказать, что, например,
пробки в этом городе не сможет победить никто. Даже если Обама сюда приедет порулить Алматы,
ничего он не сможет с этим сделать.
Далее аким говорит, что в Алматы надо туризм развивать — медицинский, горнолыжный, всякий. Но пока у нас ребята в погонах и с палочками будут кошмарить всех туристов и не только, ничего не получится.
Акиму фатально не повезло с дождями. И поэтому подтрунивают над ним… Билбордов стало меньше, он хорошо взялся за эту работу. Но это не все. Я надеюсь, их станет еще меньше.
Городу не хватает безопасности. Аким — это же сервисный менеджер, который работает над тем, чтобы человек жил в теплом доме, чтобы у него было тепло, светло, была работа и чтоб он мог детей своих безопасно отправлять куда-нибудь в кино или в торговый центр. А когда недавно один мальчик с автоматом навел шорох на весь город, понятно было, что наши правоохранительные органы сработали абсолютно бездарно. Самая большая проблема — это безопасность. Меня как отца это очень сильно настораживает.
Константин Горожанкин, президент Ассоциации Казахстанского интернет-бизнеса:
— Плюсом было решение акима подсветить ряд объектов в городе. Второй момент – здорово, что он отстоял зоопарк для горожан. Была большая вероятность, что его уберут под разными предлогами, а кусок земли отдадут под строительство. Аким проявил смелость и отстоял. К плюсам можно отнести и внедрение системы «Онай». Хоть и не до конца «дожали» отсутствие наличной оплаты, тем не менее «Онай» внедрен. Выделена полоса для общественного транспорта. Это было и при Есимове, но развивается и сейчас. Полосы реально приучают к дисциплине на дороге. Построили развязку Толе би-ВОАД – тоже плюс.
Дальше нужно решать проблемы экологии. Для начала, надо, чтобы власти признали эту проблему вообще и открыли данные по экологической ситуации. В частности, по отравляющим веществам в воздухе Алматы. Сейчас они закрыты, а нас кормят «завтраками»,
власти не признают экологическую проблему, а город на самом деле травится
Проблему парковок никак не могут решить, уж не знаю почему. Многие страны это сделали, уже есть стандартные методы. Стойкое ощущение, что какие-то группы думают не столько о городе, сколько хотят на этом заработать. Поэтому нормальное решение до сих пор никто не внедрил. Если у нас настолько коррумпированы вопросы тендеров, то может и вовсе не отдавать этот вопрос нашим, а пригласить иностранцев для решения вопроса парковок?
И третий момент – еще при Есимове пригласили голландца, который разрабатывает скверы, обещает больше зелени. Но я не вижу, что что-то меняется. Знаю, что в акимате работают с голландцем (Ян Гейл — прим. ред.). Он сказал, что определенные улицы сделают пешеходными. И все. Дальше нет никаких изменений. Такое ощущение, что это было сделано для пиара. Где план? Пусть покажут план, по которому будут изменения. Чтобы людям было понятно, куда мы двигаемся.
Гульнара Рахметова, редактор журнала «Байтерек»:
— Скучен Алматы летними вечерами. Рестораны, кафе и прочие «откормплощадки» не в счет
Шавкат Сабиров, глава Интернет-Ассоциации Казахстана:
— Алматы — это очень большая мартеновская печь, которая работает 24 часа в сутки в течение всего года без остановки. Поэтому смена начальника цеха — порой не самый заметный вопрос в этом деле. Самый крупный город страны — это механизм, который должен работать постоянно. Один год или 100 дней — слишком короткий период, чтобы судить строго или мягко. Да и что считать результатами? Если мой двор, то при старом акиме во дворе по ночам было светло и тихо, а при новом — темень и крики. При старом не было «Онай» в автобусах, при новом есть. Появился Общественный совет, который известен и работает (мне так кажется) круче и быстрее самих акиматовских чиновников. Хочу сказать, что новому акиму досталось сложное хозяйство в очень непростое время. И дай бог его выдержать не только ему, но и нам всем.