Сложную схему из политических посредников в переговорах расписало американское агентство.
«Воскресшая дружба Путина и Эрдогана представляет из себя нечто странное. Путин знает, чего хочет от Эрдогана, и проделал полпути в этом направлении, но так и не получил от него желаемого, несмотря на показную дружелюбность Эрдогана.
Их отношения и ранее были на хорошем уровне — до того, как был сбит российский самолёт. Путин потребовал извинений, но турецкий лидер не изъявил такого намерения. Отношения между странами скатились на уровень холодной войны, Россия ввела санкции против туристической отрасли, сельского хозяйства и строительного бизнеса Турции. Эрдогану, у которого не очень много друзей на международной арене, пришлось нелегко. Он приказал своим подчинённым найти способ урегулировать разногласия. И они его нашли.
Турецкое издание Hurriyet сообщило, что глава генштаба Турции работал с турецким бизнесменом с обширными связями, у которого были интересы в Дагестане и который дал сигнал о готовности Эрдогана уступить. Послание дошло до Кремля через региональных руководителей. Ответ пришёл другим окружным путём: посол Казахстана в Анкаре сообщил турецкому лидеру о разговоре Назарбаева с Путиным и готовности последнего принять письмо с извинениями, если Эрдоган таковое напишет.
Путин отплатил Эрдогану не меньшей доброжелательностью. Он не только принял вялые извинения, но и был первым, кто позвонил Эрдогану после неудавшегося переворота. При этом поступают неподтверждённые сообщения (впрочем, никогда официально не опровергавшиеся), что именно российская разведка предупредила Эрдогана о перевороте.
И всё-таки присутствовала видимая разница в тоне разговора двух лидеров на встрече в Санкт-Петербурге. На пресс-конференции Эрдоган назвал Путина своим «дорогим другом» не менее четырёх раз. Путин, оставаясь холодным и неулыбчивым, ничего подобного не делал. Его отношение могло найти отражение в деталях приёма. Несмотря на то, что лидеры двух стран ели с тарелок с изображением их рукопожатия, переговоры проходили в греческой гостиной Констаниновского дворца. Возможно, это не имело значения, как говорит «Комсомольская правда», древнегреческая тема прослеживается в оформлении интерьера всего дворца, однако общеизвестно, что Турция имеет напряжённые отношения с Грецией.
Опасения Путина по поводу примирения представляют больше, чем остаточное недоверие человека, который требует полной лояльности. Российский лидер хочет получить определённые результаты от дружбы, и очевидно, что Эрдоган не давал ему никаких обещаний.
Возвращение российских туристов в Турцию важно для Эрдогана. Согласно подсчётам российских изданий,
Турция потеряла около 840 млн долларов за первые шесть месяцев 2016 года из-за оттока российских туристов
Также настал конец эмбарго на томаты и цитрусовые. Россия с радостью возьмётся за строительство АЭС в Турции и приветствует прогресс по строительству Турецкого потока. Все эти моменты обсуждались в Константиновском дворце. Однако на первом плане у Путина не Турция — он ведёт большую игру в Сирии.
За день до встречи с Эрдоганом Путин встретился с ключевым союзником в сирийском конфликте, президентом Ирана Хассаном Рухани. Детали встречи не раскрывались, однако нетрудно предположить, что разговор шёл об осаде Алеппо, где иранские силы и российские самолёты помогают Асаду удерживать в кольце повстанческую группировку.
Повстанцы добились некоторых успехов в ослаблении осады, организовав стабильный коридор с Турцией, откуда идут поставки оружия и продовольствия. Успешные атаки на сирийские правительственные войска, возглавляемые Джабхатом Фатахом Аль-Шамом, удались благодаря сильной внешней поддержке в виде оружия, наличных денег и амуниции, поставляемой из Саудовской Аравии и Катара через территорию Турции. Конвои со снабжением беспрепятственно пересекали границу Турции даже после извинений Эрдогана и звонка Путина после попытки переворота.
Повстанческие силы в Алеппо навряд ли одержат победу над коалицией Ассад-Иран-Ливан-Россия — если только Фатах Аль-Шам, ранее известная как Аль-Нусра, не будет иметь международной поддержки. Группировка использует смертников в атаках на правительственные войска и является безусловно джихадистской силой. Но недавний относительный успех Фатах Аль-Шам усложняет достижение Путиным его цели — доказать, что хорошей альтернативы Ассаду нет.
На встрече в Санкт-Перербурге Путин наверняка напомнил Эрдогану, что Ассад является законным лидером Сирии, и сравнил его свержение с попыткой переворота в Турции. Однако никто из лидеров двух стран не ожидал прорыва по сирийскому вопросу. Переговоры по данному направлению были запланированы после пресс-конференции, так как и Путин, и Эрдоган не могли делать каких-либо публичных заявлений по этому поводу.
При всей антизападной риторике Эрдогана, подогреваемой нежеланием США экстрадировать его врага Фетхулла Гулена и отказом ЕС в безвизовом перемещении для турецких граждан,
интересы Эрдогана не лежат в одной плоскости с интересами Путина в Сирии
Эрдоган всё ещё желает, чтобы повстанцы победили Ассада и сирийских курдов, против которых также воюет Фатах Аль-Шам. Путин и Эрдоган могут объединиться против Запада, но этой платформы недостаточно, чтобы разрушить связь Турции с НАТО. Путин хочет, чтобы Эрдоган перекрыл пути снабжения повстанцев, однако это выходит за рамки того, что желает сделать турецкий президент для своего «дорогого друга». Хотя он может выслать много помидор, а турецкие отели — предоставить отличные скидки российским туристам в бархатный сезон».
Источник: Bloomberg