Эксперты провели эксперимент: сравнили бензин, дороги и энергетику Казахстана не с мировыми лидерами, а со странами нашего уровня. Результаты и хорошие, и не очень.
Существует множество оценочных показателей сравнения уровня развития того или иного государства или территории. К наиболее распространенным подобным показателям относятся объемы валового внутреннего продукта в целом и на душу населения, индекс человеческого развития, индекс Джинни и др. Данные показатели в той или иной мере отражают реальную картину, но при этом между ними возникают противоречия, которые становятся источниками неопределенности и неверных выводов. В этой связи возникает необходимость более детального изучения индикаторов, отражающих разные признаки развитости страны не в совокупности, а по отдельности.
Согласно данным МВФ, по итогам 2015 года Казахстан занял 52 место в общемировом рейтинге по величине ВВП на душу населения, измеренных в международных долларах по паритету покупательской способности. При этом, на 47 место (на пять строчек выше Казахстана) расположилась Венгрия, на 57 месте (на пять строчек ниже Казахстана) находится Хорватия (см. таблицу 1), а между ними, не считая Казахстан, есть такие страны, как Россия (48 место), Багамы (49 место), Сент-Китс и Невис (50 место), Латвия (51 место), Антигуа и Барбуда (53 место), Чили (54 место), Аргентина (55 место) и Панама (56 место).
Таблица 1. «Пять верхних и пять нижних» соседей Казахстана по объемам ВВП на душу населения, рассчитанных по ППС в международных долларах
Так означают ли результаты данного рэнкинга, что Казахстан более развит, чем Хорватия, и менее развит, чем Багамские острова? Можно ли утверждать под данным таблицы 1, что уровень жизни населения Казахстана выше, чем уровень жизни Чили, и ниже, чем в Сент-Китс и Невис?
Однозначно можно сказать лишь о том, что
показателя ВВП на душу населения недостаточно для того, чтобы понять, достаточно ли развит Казахстан по уровню благосостояния населения,
экономической и социальной обеспеченности и главное, «насколько хорошо здесь живется».
Чтобы ответить на эти вопросы, Центр исследований прикладной экономики (ЦИПЭ) провел аналитическое сравнение между Казахстаном и странами, указанными в таблице 1 («ближайшие 10 соседей Казахстана по мировому рэнкингу ВВП на душу населения) по различным показателям в разрезе таких сфер как:
Выбор тех или иных показателей в качестве «базы сравнения» по каждой сфере объясняется тем, что по ним доступна наиболее обновленная статистика в разрезе выбранных стран, а также «смысл» указанных индикаторов понятен и многосторонне отражает степень социальной развитости страны.
Для оценки уровня развития и сравнения сфер энергетики и транспортной инфраструктуры Казахстана и других стран были выбраны следующие показатели:
Цена на топливо рассчитывается как розничная цена наиболее широко распространенной марки бензина. Цены пересчитаны из местной валюты в доллары США.
Традиционно СМИ «жалуются», что в Казахстане очень высокая цена на бензин, сравнивая цены из ближневосточных нефтедобывающих стран
Но если сравнить цены на бензин в Казахстане и в странах с близким уровнем ВВП на душу населения (см. таблицу 2), то можно увидеть, что
в Казахстане самый «дешевый» бензин, равно как и в России (0.81 долл. США за литр)
Конечно же, цена на бензин в Казахстане и в России, выраженная в долларах США, существенно сократилась вследствие девальвации тенге и рубля. Но при этом в Аргентине, где также было значительное обесценение национальной валюты, бензин стоит практически в два раза дороже, чем в Казахстане (1.52 долл. США за литр). Самый дорогой бензин из всего перечня анализируемых стран в Хорватии (1.66 долл. США за литр), затем идут Венгрия (1.58 долл. США за литр), Чили, Аргентина (1.52 долл. США за литр) и Латвия (1.48 долл. США за литр). Чуть выше, чем в Казахстане и в России, бензин стоит в Панаме (0.96 долл. США за литр), на Багамах (1.05 долл. США за литр) и Антигуа и Барбуда (0.99 долл. США). Отметим, что в современной экономике стоимость топлива, в частности бензина, определяет в целом «стоимость жизни». Так что по цене на бензин в настоящее время Казахстан лидирует среди стран с сопоставимым уровнем ВВП на душу населения.
Этот показатель говорит, насколько «чистая энергия» потребляется в стране, что отражает степень развитости технологий и знаний в производстве энергии. Под «чистой энергией» подразумевается безуглеводородная энергия, которая не вырабатывает углекислый газ во время производства. Она включает гидроэнергию, ядерную, гидротермальную и солнечную энергию.
Как показано в таблице 2, лидером из нашего списка по данному показателю является Венгрия, где 18.81% от всей потребляемой энергии является «чистой». Казахстан в данном списке занимает последнее место с показателем 0.80%. Подобное значение доли «чистой энергии» может объясняться тем, что основной отраслью экономики Казахстана является добыча и экспорт углеводородного сырья, в частности нефти, к тому же практически вся вырабатываемая энергия в Казахстане основана на использовании угля. При этом Россия, которая является также одним из мировых лидеров по потреблению и экспорту углеводородного сырья, в указанном рейтинге занимает одну из верхних строк с показателем 8.4%. Это говорит о том, что действительно
в Казахстане недостаточно развиты технологии и знания по производству «чистой энергии»,
если даже в Панаме этот показатель составляет 13.8%. По данному показателю в настоящее время Казахстан в аутсайдерах.
Этот показатель отчасти отражает уровень благосостояния граждан страны. К легковым автомобилям относятся дорожный автотранспорт (не считая двухколесные транспортные средства) предназначенный для перевозки пассажиров и сидения не более девяти человек (включая водителя). По этому показателю в рэнкинге, представленном в таблице 2, лидирует Хорватия (344.8 автомобилей на 1000 человек), за ней следуют Венгрия, Латвия, Багамские острова и Россия. Казахстан в данном списке по аналогии с ВВП на душу населения занимает «золотую середину» — 6 место (214.6 автомобилей на 1000 человек).
Этот показатель характеризует «степень участия государства» в создании «удобств для граждан страны». Асфальтированные дороги – это дороги, которые покрыты щебнем и углеводородным связующим или битуминизированным веществом, бетоном или брусчаткой. Наличие таких дорог увеличивает безопасность, скорость и комфортность передвижения автотранспорта.
Лидером из нашего списка по этому показателю вновь является Хорватия — 91% всех дорог является асфальтированным. Второе место с 88.7% занимает Казахстан
За ним следует Россия (74%). У остальных стран доля автомобильных дорог с твердым покрытием ниже 50%. Примечательно, что доля асфальтированных дорог в Венгрии ниже, чем в Сент-Китс и Невис. Тем не менее, Казахстан по этому показателю занимает достаточно высокую позицию.
Таблица 2. Сравнение показателей сфер энергетики и транспортной инфраструктуры Казахстана и других стран
Продолжение следует