Нефтяные эксперты единодушны: период низких цен на нефть будет длиться как минимум десяток лет. Для стран, живших за счет экспорта углеводородов, это означает почти окончательный приговор. Впрочем, выход есть: забыть о нефти и найти что-нибудь другое, дающее стабильный доход.
Примерно перед таким же выбором — выжить или умереть — стояли нефтедобывающие страны мира в начале 80-х годов 20 века. И началось все с Ирана.
«Первого февраля 1979 года аятолла Хомейни спустился по трапу в аэропорту Мехрабад, вернувшись на родину после долгого изгнания и победы исламской революции. Вскоре в Иране началась вторая волна нефтяной национализации, что привело к резкому сокращению добычи нефти. Это вызвало панику на нефтяных рынках, которая усугубилась с началом ирано-иракской войны в 1980 году. Добыча в Иране тогда на какое-то время практически встала, — пишет директор Центра сырьевой экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (ЦСЭ РАНХиГС) Пётр Казначеев.
Все это привело к резкому повышению нефтяных котировок – так называемому второму нефтяному кризису. (Первый нефтяной кризис был спровоцирован в 1973 году войной Судного дня и нефтяным эмбарго арабских стран против Запада.) В результате,
за семь лет, с конца 1973 по начало 1981 года, номинальная цена нефти в общей сложности увеличилась в 12 раз,
с $3,22 до $38,85 за баррель».
Вскоре мир столкнулся с очередным перегревом цен на нефть: падение добычи в Иране и Ираке компенсировали другие страны-экспортеры, сумевшие быстро нарастить производство, насытить (а потом и перенасытить) мировой спрос.
В итоге началось самое значительное падение котировок в истории: в номинальном выражении с 1981 по 1986 год нефтяные цены сократилась в 3,6 раза. Говоря другими словами,
сегодня цены на нефть сократились на 57%, а в 80-х годах — на 72%!
Большинство стран-экспортеров нефти 35 лет назад погрузились в колоссальный экономический шок, причем некоторые до сих пор из него так и не вышли. Однако были и исключения: в пяти странах-экспортерах несмотря ни на что наблюдался положительный рост, превышающий 1% ВВП. Это были Индонезия, Канада, Малайзия, Норвегия и Оман.
Каким образом этой пятерке удалось «остаться на плаву»?
Почти все страны, прошедшие «нефтяное проклятие», откладывали часть доходов от нефти для поддержки и стабилизации экономики задолго до падения цен в 80-х годах.
Так,
в Малайзии Специальный пенсионный фонд, который аккумулировал часть нефтедолларов, был основан еще в 1951 году
В 1978 году в стране был создан государственный инвестиционный фонд Permodalan Nasional Berhad.
Норвегия на протяжении 70-80-х годов придумала государственную программу погашения внешнего долга на средства от нефтяных доходов, а в 1990 году также создала Стабилизационный нефтяной фонд (позднее переименован в Государственный пенсионный фонд). Также поступили в Канаде и Омане. Исключение составила Индонезия – она присоединилась к «клубу бережливых» только в 2006 году.
Одним словом,
все добывающие страны должны заблаговременно инвестировать в геологоразведку, а также заботиться о повышении коэффициента извлечения нефти
Такой подход принципиально отличается от логики «жить сегодняшним днем», предполагающей, что цена будет расти вечно. К сожалению, именно эта логика доминировала в России (и в Казахстане) в период рекордно высоких цен на нефть.
«В результате, у России сегодня нет возможности компенсировать падение доходов путем увеличения добычи, как делали другие страны в прошлом, — заключает Пётр Казначеев. — При нынешних ценах на нефть вполне естественно снижается объем инвестиций в труднодоступные месторождения, в отдельные новые проекты. Поэтому объемы добычи расти не будут.
«В пятерке рассматриваемых стран в 80-е годы политические системы сильно различались – например, только Канада и Норвегия были демократиями, — продолжает анализ директор ЦСЭ РАНХиГС. — Зато эти страны объединяли относительно высокие места в индексе экономической свободы, одном из старейших рейтингов институционального развития, который публикует Институт Фрейзера».
Рассмотрим уровни институционального развития подробнее.
Канада постоянно занимала здесь первые позиции (5-е в 1980 году, 6-е в 1990 году). Малайзия, потерпев фиаско в политике импортозамещения, «освободила» свою экономику и в результате в 80-е и 90-е годы также заняла хорошие места рейтинга – 13-е место в 1980 году и 15-е — в 1990-м. В Норвегии в 1981 году к власти пришли сторонники рыночных реформ, сместив левых социал-демократов. После этого Норвегия быстро перескочила со слабого 36-го места в 1980 году на сильное 21-е в 1990-м. Индонезия также провела частичную экономическую либерализацию и за эти же 10 лет поднялась с 62-го на 37-е место. Омана в 1980 году в рейтинге вообще не было, а к 1990 году после реформ султана Кабуса бен Саида он попал на высокое (для арабских стран) 34-е место, оставив позади большинство своих соседей.
А мы добавим, что
в 2015 году Казахстан, набрав 63,3 балла в рейтинге, вошел в ряд стран со «средней экономической свободой» и среди 178 стран занял 69-е место
В отчете отмечается, что
коррупция в Казахстане пронизывает сферы социальных услуг, правоохранительные ведомства, экономику, суды зависят от исполнительной власти и не имеют возможности эффективно защищать права на собственность
«Характерно, что если взглянуть на более длительный период относительно низких цен на нефть с 1980 по 2000 годы, то среди лидеров роста остались все те же пять стран-экспортеров с более сильными институтами. Из этого можно сделать вывод: чтобы выйти на долгосрочный рост, важно найти институциональное решение.
Сильные институты позволяют не только увеличивать добычу и эффективность, но также диверсифицировать экономику, когда инвестиции в нефть, газ и металлы приносят меньший доход из-за падающих цен. Хорошая новость в том, что у нас еще есть время перенять успешный опыт: судя по всему, с низкими ценами нам предстоит жить еще долго», — пишет Пётр Казначеев.