В тюрьме нужно жить или по бандитским, или по религиозным понятиям. Так и получаются радикалы.
И по этой причине любые преступники, имеющие радикальные взгляды, должны отбывать наказание в спецтюрьмах, считает политолог-востоковед Нурлан Альниязов.
Казахстанские ветераны-афганцы предложили создать отдельные тюрьмы для осужденных за терроризм и религиозный экстремизм. Таким образом, считает председатель Координационного совета общественных объединений ветеранов и инвалидов войны в Афганистане Мурат Абдушкуров, у них будет меньше возможностей рекрутировать в свои ряды новых адептов из числа осужденных.
Мы спросили у политолога Нурлана Альниязова, целесообразно ли изолировать террористов от других уголовников в колониях?
— Это очень эффективный метод. Причем в специальные места лишения свободы нужно отправлять не только тех, кто осужден по статье терроризм и религиозный экстремизм. Это должно касаться и преступников, получивших срок за кражу или убийство, но при этом имеющих радикальные убеждения. Колонии — удобное место для пропаганды и идеальная среда для вовлечения аудитории в радикальные религиозные течения. Как показывает практика, за последние годы у нас увеличилось число проповедников опасных экстремистских идей как раз среди людей, имеющих судимость. Особенно на западе страны.
Все чаще люди освобождаются из колоний глубоко верующими, хотя до заключения вообще не интересовались религией
Все потому, что в местах лишения свободы установлены свои негласные правила — жить либо по криминальным, либо по религиозным понятиям. Выбор, как мы видим, не богат, и большинство идет некриминальным путем.
В Узбекистане есть отдельные тюрьмы для такой категории преступников, и численность тюремного населения страны, вовлеченного в радикальные течения, там сократилась
В ряде стран за последние 20 лет была даже практика подкупа чиновников, отвечающих за тюремную систему, чтобы представителей того же «Хизбут Тахрир» и других экстремистских организаций сажали в определенные тюрьмы. К определенному контингенту осужденных. Например, к рецидивистам, которые на выходе получались готовыми боевиками.
Спецтюрьмы для осужденных террористов существуют во многих странах мира. И кое-где условия содержания заключенных в них напоминают санатории. Приведем несколько примеров.
Самая знаменитая в мире тюрьма для экстремистов Гуантанамо находится на Кубе. Президент США неоднократно заявлял о намерении закрыть это учреждение, однако оно действует до сих пор.
Норвежская тюрьма строгого режима Шиен недалеко от Осло считается самой гуманной в мире. У каждого заключенного отдельная камера с ванной, телевизором, холодильником и даже доступом в Интернет. Именно здесь отбывает наказание террорист Андерс Брейвик, расстрелявший в 2011 году 77 человек.
В Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии, несколько лет назад построили роскошную тюрьму для террористов-фанатиков «Аль-Каиды». Комфортность этого заведения зашкаливает настолько, что заключенных там лечат спортивными упражнениями, спа-процедурами, сауной, плаванием в бассейне, игрой на бильярде. Сидельцы с идеальным поведением в качестве бонуса получают свидания с женами в отдельных номерах.
Израильская тюрьма Хадарим для террористов-смертников — прямая противоположность норвежской и арабской. Здесь с заключенными не церемонятся, и условия содержания довольно жесткие.
Во Франции в 2015 году при каждой тюрьме открылись отдельные спецкорпуса для радикалов.
Идеи открыть спецтюрьмы для террористов также рассматриваются в Кыргызстане и России. Везде посыл власти один — людей, находящихся в заключении, вербовать легче. Поэтому сторонников радикальных течений нужно изолировать от остальных сидельцев.
Еще в 2010 году независимые эксперты ООН заявили о том, что минимум в 66 странах мира существуют секретные тюрьмы для борьбы с терроризмом. Исследование готовилось год. За это время эксперты получили данные от 44 стран, пообщались с 30 членами семей и адвокатами осужденных, находящихся в таких тюрьмах.
Специалисты ООН признали, что тайное задержание и содержание людей под арестом неприемлемо ни при каких обстоятельствах. Прежде всего это объясняется тем, что в секретных тюрьмах заключенные выведены за правовые рамки. Следовательно, никто не может дать гарантий их безопасного там нахождения.
Пока мир борется с с любыми проявлениями религиозных течений экстремистского толка, в Казахстане процветает одно из радикальных крыльев ваххабизма — салафизм. В своем интервью медиапорталу 365info религиовед Артур Артемьев говорил о том, что от салафитов уже открестились ваххабиты Саудовской Аравии. Как раз по причине их радикализма и причастности к террористам ИГИЛ.
https://365info.kz/2016/07/tragediya-v-almaty-ne-terakt-a-banditizm-ekspert/