Казахстанские политологи прокомментировали трагические события, произошедшие 18 июля в Алматы.
Айдан Карибжанов на своей странице в Facebook отметил, что во избежание подобных инцидентов нужны серьезные перемены.
«Произошедшее в Алматы можно по-разному рассматривать. Кто-то видит в этом вылазку международного терроризма, а кто-то бытовой бандитизм. Результат тотальной социальной несправедливости или религиозной нетерпимости.
Действия власти можно тоже по-разному оценивать — как героизм простых полицейских сержантов либо неспособность их начальников организовать свою работу, причём не первый год и не впервые. Тут много кого, справедливо и не совсем, можно осуждать. Журналистов, граждан-зевак, акима и его замов, министров, пользователей соцсетей, агентурную работу правоохранителей и много ещё кого. Но результат один, отнюдь не во время войны одни граждане нашей страны намеренно лишают жизни других граждан нашей страны. Не по пьянке, не из ревности или неосторожности и не из-за денег.
Тут «взятием дела на контроль», снятием стружки и поручениями перед телекамерами не отделаться. Все понимают, что проблема глубокая и серьезная. А лечить её опять пытаются привычными заклинаниями. И эта бросающаяся в глаза неадекватность действия и противодействия видна невооружённым глазом не только специалистам по антитеррору или религиозному экстремизму. Увы, это касается многих сфер жизни — экономики, финансов, культуры, спорта, образования и ещё много чего.
Что-то же надо делать? Неужели не видно, как все идёт как-то не так? Избегая социальных взрывов, надо меняться по существу. А то выбираться будет все сложнее. И не терять оптимизма, как бы к этому не подталкивали события», — написал Карибжанов.
Политолог Ерлан Карин отмечает, что алматинский теракт имеет в себе много схожего с деятельностью криминальных групп.
«События теперь уже прошлого дня в Алматы чем-то похожи на историю группы Ишимбетова Ураза, действовавшего тоже в Алматы. Так называемое «Дело целителя Ураза». Была обычная банда из трех человек — промышляли разбоем и рэкетом. Затем под влиянием лидера группа радикализовалась. Первой акцией стало убийство человека, занимавшегося оказанием сексуальных услуг. Затем совершили нападение на пункт участковой полиции, расстреляли полицейского. После скрылись, были в бегах в соседнем государстве. Вернувшись, снова занялись рэкетом. Попали в поле зрение полиции. Началась облава. Были обнаружены на съемной квартире. Сдаться отказались. В ходе штурмовой операции двое были убиты, а лидер группы ранен. Однако в момент осмотра квартиры подорвал себя, в итоге ранив 11 сотрудников спецназа «Сункар», — пояснил Карин.
Досым Сатпаев подверг довольно резкой критике освещение событий официальными органами. Также эксперт подчеркнул, что в казахстанских тюрьмах процветает пропаганда нетрадиционных религиозных течений.
«Четыре вывода по итогам оперативного заседания Совета безопасности РК.
1. Власть снова проиграла информационную войну со слухами
2. События в Алматы все-таки признали терактом
3. Опять увидели след салафитов
4. В очередной раз признались, что казахстанские тюрьмы превратились в конвейер по производству радикалов из криминала.
Кстати, по последнему пункту, еще в 2012 году, я предлагал создавать отдельные колонии для осужденных по статье экстремизм и терроризм, чтобы не смешивать вместе две горючие смеси: политический экстремизм и криминал. Первый стал активнее заражать второй. А на выходе мы имеем жуткий симбиоз», — констатирует Сатпаев.