Череда терактов в стране, их взаимосвязь доказывает одно: нам нужно сплотиться. Настали трудные времена.
Казахскоязычный портал Abai.kz опросил отечественных политологов по поводу кровавых событий в Алматы.
Именно так считает политолог Айдос Сарым.
— Главная цель террористов — запугать общество, показать людям бессилие власти.
В этой информационной войне наше государство потерпело поражение. Не могу сказать на 100 процентов, но на 70-80 — точно. Так, Россия, Азербайджан, Турция не раз доказали, что в таких чрезвычайных ситуациях способны вести борьбу невзирая на время. А у нас официальная информация власти отсутствует, идут слухи и домыслы.
Нужно было несмотря ни на что передавать официальные сведения о происходящем через теле- и радиоканалы. К сожалению, этого не случилось. Народ черпал информацию из социальных сетей.
Политолог считает, что распространения слухов «о вооруженной группе в микрорайоне «Жулдыз» численностью около сотни человек», «захвате Мегацентра», «о заложенной бомбе на вокзале» вынудило правоохранительные и специальные органы раздробить силы и средства. То есть
ложную информацию могли распространять сами зачинщики беспорядков
Поэтому людей, распространяющих заведомо ложные сведения, необходимо привлекать к строгой ответственности по закону.
— Мы должны тщательно изучить события в Алматы и извлечь соответствующие уроки, чтобы в будущем не допустить подобные ошибки — уверен Айдос Сарым.
— Во время событий в Турции премьер-министр, мэр города и другие должностные лица были рядом с народом. А что у нас? Мы до сих пор не видим чиновников, пытающихся как-то успокоить людей.
Народ успокаивают в основном общественные активисты, хотя это — обязанность власти.
Хотим мы того или нет — терроризм вошел в нашу жизнь прочно и надолго. И обществу нужно привыкнуть к этому и научиться жить в таких условиях. А силовые структуры должны научиться давать отпор таким терактам и приложить все силы для пресечения провокационных слухов.
Недоумевает по поводу реакции властей и политолог Даурен Бабамурат:
— Наша власть неустанно говорит о важности стабильности в стране. Это правильно. Пять-шесть терактов чуть было не сломили даже могучую Турцию. Но там мы видим постоянную активность местных властей. А у нас в который раз наблюдаем полное безмолвие. Почему молчит премьер-министр, который в связи со стихийными бедствиями в Монголии посетил округ Баян-Улгий? И такое безмолвие подогревает страх и подозрительность людей, — говорит Даурен Бабамурат.
По его словам, стабильность — главная ценность, но эта стабильность не незыблемая скала, это — непрерывный процесс, который требует постоянного взаимодействия власти и народа.
— То, что случилось — это даже не слабость силовых структур. И Турция, и США, и Россия страдают от действий террористов. Трагедия у нас — признак того, как усложнилась политическая ситуация в мире, как выросли ставки.
Именно сейчас ценен и труден каждый шаг власти, велика ответственность.
Таково мнения общественного деятеля Амиржана Косана.
— Давать конкретную оценку произошедшему пока рановато. Поступающая информация слишком разная, а иногда противоречивая. В этот понедельник все республиканские телеканалы объявили технический день (может это простое совпадение). То есть народ не мог получить информацию через телеканалы. Однако не все жители имеют доступ к интернету, не у всех есть странички в Facebook. Только после обеда по ТВ стала поступать официальная информация. И та была слишком дозированной, не содержала ответов на многие вопросы.
По мнению Амиржана Косана, трагические события в Алматы начались не в 11.00 18 июля, а гораздо раньше:
— Разве мы недавно не пережили теракты в Актобе? И с тех пор не извлекли никаких уроков! Эти события кажется нас ничему не научили: нет никакой информации о ходе следствия.
— Тому, что мы не извлекаем уроки, есть одна причина —
власть обязательно должна признать свою ошибку, кто-то из чиновников должен быть признан виновным и покинуть пост
Однако органы власти, связанные круговой порукой, не могут пойти на такой шаг. В цивилизованном мире все иначе. Когда случается событие, потрясшее общество, чиновники во власти едут туда, находятся рядом с народом, поддерживают людей, поднимают их дух. А у нас ни отраслевой министр, ни другие чиновники не способны быть в гуще событий!
Ясно одно: чтобы ни говорили,
Казахстан вступил в самый тяжелый период в своем развитии! Это очень тяжелый момент, когда угроза касается и терроризма, и салафизма, и социальных неурядиц
Все эти виды угроз могут перерастать из одной в другую. Беда, пришедшая в Казахстан, не однобокая, а имеет множество граней».