Новый инструмент для давления на конкурентов получил Казахстан. Страна единогласно принята десятым членом CRIRSCO – Комитета по международным стандартам отчетности запасов сырьевой базы (или как принято в некоторых кругах – минеральных резервов). И такой шаг дает нам возможность давить на страны-конкуренты. Будем — или не надо?
Комитет создан в 1994 году для выработки общих стандартов подсчета запасов по результатам геологической разведки с разделением таковых на общие и извлекаемые. Членам Комитета являются следующие стороны:
CRIRSCO – стратегический партнер Международного совета горнорудного дела и металлов (Великобритания). Для работы в Комитете Казахстан создает свою национальную отчетную организацию — KAZRC Association, которая уже разработала Кодекс отчетности Казахстана (KAZRC). Представителями KAZRC Association на мероприятиях CRIRSCO будут Сауле Уразаева и Николай Еньшин.
Орган, занимающийся подсчетом запасов или согласовывающий результаты подсчетов запасов, владеет не просто опытом и квалификацией утверждать тоннаж и кубический метраж полезных ископаемых на отдельных участках недр. Такой орган ставит подпись на документах, на основании которых, помимо прочего, рассчитываются объемы инвестиций в разработку полезных ископаемых.
Соответственно, он обладает полномочиями не просто перепроверять результаты чьей-то разведки и принимать или не принимать их, а еще требовать доразведки, перепроверки расчетов и, соответственно, дополнительных вложений и временных расходов. Конечно, никто и никогда физически «не обползает» все недра. Но все же существует большое количество геолого-технических параметров, на основании которых составляется примерная картина общих, или геологических запасов, и запасов, однозначно доступных для разработки.
Соответственно, любой высокопрофильный эксперт комиссии по запасам, а то и вся комиссия, образование и аппаратный опыт которой позволяют ей умело «жонглировать» этими параметрами в пользу утверждения-не утверждения, разведки-доразведки, увеличения-уменьшения и так далее, обретают политический статус в горнорудной промышленности. Или статус инструмента для реализации некоей внутренней политики. В общем,
эти люди получают статус комиссии, способной «закошмарить» любого горнорудного оператора
В советское время таким органом была центральная комиссия СССР по запасам, в здании которой выстраивались очереди главных геологов союзных республик. Как правило,
их интерес был в том, чтобы комиссия утверждала их самые завышенные подсчеты, а потом Москва давала больше денег
Комиссия вела себя так, как вела – сообразно внутренним соображениям экономической и даже политической конъюнктуры.
Неудивительно, что геологи социалистического Казахстана, страны, где, как кажется, подсчет и перепроверка запасов закончатся нескоро, в переговорной науке по такому непростому индустриальному вопросу заслуженно пользовались репутацией весьма эффективных менеджеров.
Председатель Комитета Гарри Паркер должен знать, что
казахстанские геологи во времена СССР поднимали геологоразведку Кубы и занимались промышленным шпионажем запасов нефти и газа капиталистического лагеря Южной Америки
Сегодня, трансформировав богатый социалистический опыт подсчета и отстаивания своих подсчетов запасов в союзных комиссиях, казахстанские геологи переходят на новый уровень баталий.
Сложно сказать, станет ли Казахстан вести свою игру. Например, чисто гипотетически, в рамках членства можно саботировать подсчеты запасов урана в других странах с тем, чтобы больше инвестиций пришло в Казахстан. Или
можно требовать перепроверки запасов газового месторождения «Шах-Дениз-2» в Азербайджане, чтобы поставить палки в колеса «Южному газовому коридору»,
который лишает дружественный нам «Газпром» монополии на поставки газа в Европу.
Место Москвы заняли международные финансовые институты, у которых есть свои комиссии по подсчетам запасов, действующие умело и жестко, способные на основании своих многочисленных параметров любые подсчеты хищнически сократить или потребовать продления срока геологоразведки тогда, когда кто-то готов перейти к добыче. Но это узкопрофессиональное и не такое «информативно-вкусное» событие. А вообще, помимо признания, у нас есть потенциал опробовать силы на глобальном подсчете запасов, причем как технически, так и международно-политически.