Среди казахской национальной одежды самым привлекательным, красивым и особенным является саукеле. То, что у далеких предков казахов — саков и скифов — головной убор был высоким, известно из записей древних греческих историков. Изображение на знаменитой скале Бихустан, где отражен вождь саков Скунхан, свидетельствует, каким высоким был головной убор саков. И в головном уборе сакского принца, найденного на кургане в Есике, заметна схожесть с саукеле.
Итак, Сәукеле – головной убор невесты, в котором она отправляется на родину своего суженного. Главный секрет кроется в том, что казахи по-особому нежно относились к своим дочерям, считая их гостьями в родительском доме. У казахов более трепетное отношение было к внукам от дочерей, чем от сыновей, и проявление особой родительской любви было именно к дочерям. Саукеле стал символом такого особого отношения, подчеркивающий трепетность момента проводов невесты из отцовского дома.
Безусловно, высокий головной убор на голове любого мужчины смотрится нелепо. Его могли носить мужчины, близкие к искусству, они пели песни, любили носить яркую одежду, быть всегда на виду у общества.
Известный летописец Машхур-Жусуп Копейулы в своих записях «Қазақ шежіресі» («Летопись казахов») описывает одно событие: «Этот Отебай был франтом из племени Алтай-Токана Токасы, сыном рода Инем, обитающего у высокогорного озера. Его отец Кушикбай был владельцем двенадцати тысяч лошадей. И как при таком богатстве не быть баловнем?! Для этой тризны он, оказывается, специально сшил саукеле.
Мастера, выполнившие заказ на саукеле, говорят: «Саукеле, который, как сказал Тока, должен был быть лучше, чем у дочери Сапак, как сказал Алтай, лучше, чем у дочери Алдажумана. Работа была доведена до стоимости ста кобылиц!».
– Я буду самым высоким на этой тризне, – заявил он, и надев на голову саукеле, прибыл на поминальный обед на верблюде. Обустроившись один в юрте и установив зеркало размером с дверь, он любовался собой, сам себе строя рожи, приговаривал:
– Ну и вид у тебя!
Нам неизвестно, почему саукеле, имеющее особое место в казахской национальной одежде, так называется. Бытует мнение, что когда невесту везли в дом жениха, то ожидающие видели саукеле издалека из-за высоты убора и облегченно вздыхали — «сау келе жатыр» («едут благополучно»). Брать за основу эту версию логично. Авторы саукеле определенно преследовали цель сделать саукеле видимым издалека.
На мой взгляд,
этот высокий головной убор своими корнями уходит в глубокую древность — сакскую эпоху
В советскую эпоху эта культурная традиция ушла в небытие. Cаукеле изготавливались только для театральных постановок и фильмов. Однако нельзя сказать, что казахские ремесленники предали забвению это искусство. Известная казахская художница Гульфайрус Ысмайыл специально изготовила саукеле для кинофильма режиссера Султана Кожыкулы «Кыз Жибек». Об этом мне рассказала Меруерт Утекешева, сыгравшая в этом фильме роль главной героини — Жибек.
Сегодня я искренне радуюсь, когда вижу, как на проводах невесты, на свадьбах молодые девушки ходят в саукеле. Эта тенденция свидетельствует, что искусство пошива саукеле покорит еще не одну высоту, развивая и демонстрируя миру искусство казахов.