В подготовке восстания 1916 года в Средней Азии и Казахстане огромную роль играла разведка враждебно настроенных к России государств. В начале 20 века шпионы из Китая, Турции, Персии, Германии буквально наводнили Семиречье.
Все новые и новые факты о трагических событиях 1916 года открывают историки. Так, в недавно изданном сборнике документов «Восстание 1916 года в Туркестане: документальные свидетельства общей трагедии» (Институт всеобщей истории РАН и исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова) большой раздел уделен именно зарубежному фактору в планировании восстания.
Впрочем, иначе и быть не могло — ведь шла кровопролитная Первая мировая война, в которой все, (а тем более подрывные) средства были хороши.
— Война обострила все противоречия в мире, не говоря уж о таком сложном регионе, как Средняя Азия, — рассказывает рецензент сборника, кандидат исторических наук Салтанат Асанова. — Конечно, нельзя говорить, что не было бы войны, не было бы и восстания — революционная ситуация накалялась все равно. Я хочу обратить внимание на одну малоизученную деталь, связанную с войной.
Если бы царское правительство посылало казахов не на тыловые работы, а предложило бы им пойти с оружием в руках на передовую — история могла бы повернуться по-другому
Лопата вместо винтовки унизила дух кочевника-воина, а ровно через 25 лет — в 1941 году — казахи массово шли на фронт добровольцами.
Этот и другие просчеты царской администрации вкупе с вконец разложившейся и коррумпированной местной властью в волостях и аулах привели к тому, что в начале 20 столетия в Средней Азии и Казахстане сложилась весьма привлекательная ситуация для прямого иностранного проникновения с целью «раскачать обстановку» и внести сумятицу в головы населения.
Начало прошлого века ознаменовалось в России всплеском этнического и религиозного самосознания многих народов империи. Свобода слова, собраний, союзов, провозглашенная Манифестом 17 октября 1905 года, вызвала к жизни не только Государственную думу и политические партии, но и способствовала рождению общественных, сословных, национальных и религиозных объединений.
В этот период происходит организационно-юридическое оформление многих мусульманских обществ в России, появление идей пантюркизма и панисламизма. (Пантюркизм – идеология, проповедующая объединение всех тюркоязычных народов под эгидой Турции. Панисламизм – религиозно-политическая идеология, говорящая о единстве мусульман всего мира вне зависимости от национальной, государственной или социальной принадлежности и необходимости их сплочения в одном государстве или в союзе мусульманских государств, — прим. авт.).
Идеологом панисламизма был видный афганский мыслитель Джамаль ад-Дин аль-Афгани (1838 – 1897). Но что интересно,
первую попытку добиться объединения мусульман разных государств предпринял кокандский хан Худояр (правил 1845 – 1875 гг.)
Он выступал за совместное участие мусульман Средней Азии, Афганистана, Индии и арабских стран в джихаде против англичан и русских.
Сегодня в качестве одной из причин, побудивших население Средней Азии взяться за оружие, выдвигается так называемая «турецкая версия». Так, в сборнике документов «Восстание 1916 года в Туркестане: документальные свидетельства общей трагедии» читаем: «В 1914 г. в соответствии с планом военных действий, разработанным в начале войны,
задача турецких войск состояла в том, чтобы ведя наступательную войну против России, войти в соприкосновение с ее мусульманским населением
Наступление турецкой армии должно быть поддержано организацией в тылу противника восстаний, диверсионных актов и т. п.».
«Энвер-паша (османский военный и политический деятель, идеолог и практик пантюркизма, идеолог басмачества, убит в 1922 году частями Красной армии, — прим. авт.) во всеуслышание заявлял о своих планах разгромить русские войска, овладеть Закавказьем, а затем поднять восстание среди мусульманских народов России и присоединить к Османской империи всё тюрко-татарское население империи, в том числе и Туркестан».
Вообще, после Младотурецкой революции 1908 года среди мусульман России усилилась протурецкая ориентация, которая вызвала обеспокоенность властей. Так, в том же 1908 году при канцелярии Туркестанского генерал-губернатора была создана особая комиссия «По вопросу разведки вне и внутри Туркестанского края».
В мае 1913 года жандармское управление города Верного сообщало: «Проводниками мысли, что турецкий султан неустанно заботится о мусульманах, где бы они ни проживали, являются богомольцы, путешествующие в Турцию». В 1914 году российские спецслужбы перехватили послание турецкой правительственной «Канцелярии для распространения исламских увещеваний», направленное своим агентам в Фергану:
«Мужайтесь, время свободы для мусульман настало. Уже в Индустане, Африке, Афганистане, Кавказе и всём свете истинный панисламизм пробудился, и готовы восстать каждый против своего правительства гяуров
Продолжайте под большим секретом ваши сношения с мусульманскими странами, как я указал вам и комитету каждого города». А в 1915 году Верненский окружной прокурор сообщал, что «почти каждый таранчинец (таранчи — тюркская народность в Китайском Туркестане — прим. авт.), говоря о событиях в Турции, называет (турецкого) султана «наш государь».
Разумеется, в подготовке восстания в Средней Азии были заинтересованы и немцы, и (в меньшей степени) англичане. Так, по данным старшего научного сотрудника Центра дунгановедения и китаистики НАН КР Джамили Маджун, англичане создали в Индии особые школы по подготовке из мусульман военных разведчиков. Эти курсанты в большом количестве направлялись в Среднюю Азию, где под видом торговцев, ишанов и дервишей вели разведку. После событий 1905 года
британская разведка стала обращать повышенное внимание на политическую жизнь и межнациональные отношения в конкретных регионах
Германия же вообще тратила огромные деньги на дестабилизацию внутриполитической обстановки в России и на ее окраинах, не жалея средств на пораженческую и социалистическую пропаганду с целью разрушить царскую империю изнутри.
По инициативе германских империалистов в Берлине был созван съезд мусульман, на котором рассматривался вопрос об объединении народов, исповедующих ислам, и восстаниях против «неверующих». А
император Вильгельм II провозгласил себя покровителем ислама и даже более – божьим посланником
Германия издавала множество газет и журналов на восточных языках и в огромном количестве распространяла их в мусульманском мире.
В недавно изданной в Бишкеке книге «Бегство из Центральной Азии» известного деятеля Туркестана, знаменитого геолога Павла Назарова читаем: «Восстание было, конечно, подготовлено и организовано немецкими агентами и турецкими резидентами при попустительстве высокой русской администрации. Правительство в Петрограде не могло придумать ничего лучшего, как назначить генерал-губернатором Туркестана во время войны немца фон Мартсона, а военным губернатором Семиречья – другого немца, Фольбаума!
Фон Мартсон спровоцировал восстание мусульман в Туркестане преднамеренно, путем неожиданного призыва их на фронт военных работ
Отметим — это пишет современник восстания, противник Советов, живший в последние годы своей жизни в Южной Африке, в Кейптауне.
И, разумеется, подрывную деятельность в толще мусульманских народов Семиречья легче всего было вести с территории соседнего Китая. По донесениям русских консулов из Кульджи и Кашгара, в конце 1914 года резко усилилась деятельность в Восточном Туркестане германо-турецкой агентуры.
В начале 1915 г. вышло циркулярное распоряжение Пекина губернаторам всех провинций иметь в полной готовности в каждой провинции десятитысячное войско. А в апреле 1915 года из Кульджи наблюдался массовый проезд торгующих китайцев через станцию Бащи, которые затем растворялись на просторах Семиречья, никем не контролируемые.
Центральные власти Китая оказывали всемерную поддержку германо-турецким агентам, свободно чувствовавшим себя на территории Срединной империи
Так, проживающие в Яркенде германские офицеры заявили уездному начальнику, что если в их ставку будут допускать русских или английских подданных, они их будут убивать, а китайские подданные могут беспрепятственно посещать немцев.
Официальный Китай был заинтересован в ослаблении России, мечтая взять реванш за Петербургский договор 1881 года (Договор об Илийском крае, также известный как Петербургский договор, был посвящен демаркации границ между Россией и империи Цин, которая добивалась сохранения контроля над Илийским краем. Но по условиям договора значительная часть территории Илийского края была передана Российской империи с тем, чтобы все желающие войти в российское подданство могли там поселиться. Ныне эта территория занимает большую часть Уйгурского, Райымбекского и Панфиловского районов Алматинской области Казахстана — прим. авт.).
С другой стороны Семиречьем хотели завладеть китайские мусульмане-анархисты. Известный российский историк Владимир Моисеев отмечал, что
в организации восстания в Семиречье принимали участие и известные в Синьцзяне участники Синьхайской революции Ли Сяо-фын и Юй Дэ-хай, которые состояли членами секретного общества «братьев»(«Гэ-Лао-Хуэ»)
В Кульджинском районе члены общества «Гэ-Лао-Хуэ» подвергались преследованию, многие его члены были казнены. В 1915 году трое членов общества были командированы в Семиреченскую область для пропаганды идеи свержения монархического строя.
Из дознания, произведенного начальником Верненского сыскного отделения от 2 сентября 1916 года, видно, что члены тайного общества «Гэ-Лао-Хуэ» в числе четырех человек вели пропаганду среди дунган селения Каракунуз, призывая к восстанию против русских властей.
Они планировали после изгнания русских властей из пределов Туркестанского края образовать здесь отдельные ханства под управлением мусульман
Но идеи монархистов не нашли поддержки среди местных дунган, которые на собрании в мечети даже приняли присягу не изменять русскому правительству.
Если в Китае за принадлежность к партии «Гэ- Лао-Хуэ» власти сразу приговаривали к казни, в Семиречье обходились с ними более гуманно, поэтому численность ее приверженцев накануне восстания возросла в сотни, если не в тысячи раз.
«Абсолютно все народы Туркестанского края – кыргызы, казахи, узбеки, русские, уйгуры, дунгане и другие – стали инструментом борьбы в руках иностранных государств, — заключает Джамиля Маджун.
Все народы Семиречья стали жертвами иностранной подрывной деятельности. Вне зависимости от национальности и вероисповедания, все потеряли своих близких и детей,
лишились жилья и имущества, своими руками разрушили селения, все, что строили и создавали многолетним совместным трудом.
Российское государство, затратившее огромные материальные и людские ресурсы на освоение этих территорий, хоть и смогло подавить восстание, но уже не в состоянии было остановить усиливающийся процесс разрушения монархических устоев государственности».
Восстание 1916 года: национальный бунт или предтеча революции?