За январь-май 2016 года на автомобили и автобусы пришлось 99,6% пассажироперевозок и 83,7% грузоперевозок во всей транспортной отрасли Казахстана, сообщает аналитическая служба Energyprom.kz.
При этом доходы компаний в сегменте автомобильного и городского электрического транспорта за 5 месяцев составили 77,7 млрд тг — всего 8,4% от общего дохода предприятий от перевозок, против 11,4% в аналогичном периоде прошлого года. Объемы доходов в секторе за год сократились на 2,3%, в то время как в общем по транспортным компаниям — выросли на 32,2%.
На долю пассажироперевозок пришлось 49,1% всех доходов в отрасли автомобильного и городского электрического транспорта (38,1 млрд тг), на долю перевозок грузов и багажа — 50,9% (39,5 млрд тг).
Грузоперевозки в сегменте автотранспорта и горэлектротранспорта за январь-май 2016 года составили 1,1 млрд тонн, на 0,1% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Для сравнения, в общем по транспорту снижение объемов перевозок груза и багажа составило 0,5%. Доля сегмента от отрасли немного выросла — до 83,7% (годом ранее было 83,4%).
Грузооборот в сегменте сократился на 0,7%, до 55,9 млрд ткм, противоположно общему тренду по всей транспортной отрасли, где грузооборот, напротив, вырос на 0,6%. Доля авто и горэлектротранспорта от грузооборота снизилась с 29,5% до 28,1%.
Пассажироперевозки в сегменте растут немного быстрее, чем в среднем по отрасли (плюс 2,3% год-к-году, против 2,2% по транспорту в целом), и составили по итогам 5 месяцев 2016 года 8,9 млрд чел (99,9% от показателя всего транспорта, при этом только на машины и автобусы пришлось 99,6%).
Пассажирооборот в сегменте за год вырос значительно быстрее, чем в среднем по отрасли (6,7% против 1,7%), до 91,9 пкм. Доля сегмента от пассажирооборота по всем видам транспорта выросла за год с 85,6% до 89,9%.
По итогам 2015 года протяженность автомобильных дорог общего пользования по стране составила 96,5 тысячи километров, на 0,1% больше, чем годом ранее, и на 6,3% больше, чем в 2005 году. Из них 89,3% составили автодороги общего пользования с твердым покрытием — 86,2 тыс. км, минус 0,2% к 2014 году, плюс 4,1% за 10 лет.
Тем временем, Казахстан призвал Россию ускорить темпы строительства участков международного транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай».
«Мы провели автомагистраль «Западная Европа — Западный Китай» через весь Казахстан до границы с Россией. […] сейчас ее надо соединить с Оренбургом, потом с Казанью и далее», —
сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с представителями российского бизнеса на экономическом форуме в Петербурге.
По данным президента, за короткий период в Казахстане было построено более 2 тысяч километров железных дорог и 4 тысячи километров — автомобильных. В следующем году наша страна завершает строительство своей части автодороги «Западная Европа — Западный Китай» протяжённостью 2800 км. Что касается участка на территории РФ, то президент Казахстана попросил российскую сторону рассмотреть этот вопрос.
Наибольшая протяженность автодорог общего пользования зафиксирована в ВКО (12,4% от РК, 12 тыс. км, гост за год — 1,5%, самый высокий по стране). На втором месте среди регионов — Алматинская область (9,7% от РК, 9,3 тыс. км, как и годом ранее). Замыкает тройку лидеров Костанайская область (9,6% от РК, 9,3 тыс. км, как и годом ранее).
Проезд по 7 тысячам километров автодорог Казахстана в 2020 году станет платным. Деньги пойдут на содержание магистралей. Однако водители, часто проезжающие по платным дорогам, смогут пользоваться специальными абонементами и скидками. Качественно построенные автомагистрали уже в скором времени соединят все регионы страны.
В планах государства — 11 новых магистралей по всему Казахстану. Укладывать асфальт будут в рамках программы «Нұрлы жол». Пик работ придется на 2017-19 годы, строительство 8 магистралей начали в прошлом году. Их направления: Западная Европа — Западный Китай, Центр-Юг, Центр-Восток, Центр-Запад, Алматы — Усть-Каменогорск, Астана — Петропавловск, Актобе-Атырау и Уральск-Каменка. На осуществление проектов выделено 292 миллиарда тенге.
По протяженности дорог с твердым покрытием первые два места занимают те же два региона — ВКО (12,9% от РК, 11,1 тыс. км, на 0,2% больше, чем годом ранее), и Алматинская область (10,6% от РК, 9,2 тыс км, без изменений за год). Третье место удерживает Карагандинская область (10,1% от РК, 8,7 тыс. км, как и годом ранее).
В 2015 году в ЗКО начался ремонт дороги Бурлин-Аксай за счет недропользователей КПО б. в. До сентября планируется отремонтировать 38 км данной трассы.
Густота автодорог общего пользования с твердым покрытием, измеряемая в количестве километров на тыс. кв. км, снижается с 2012 года,когда был зафиксирован максимум (32 км на 1 тыс. кв км). По итогам 2015 густота дорог составила 31,7 км на тыс. кв. км, что на 0,2% меньше показателя 2014 года.
Министерство по инвестициям и развитию РК на заседании в сенате сообщило, что по итогам 2016 года в рамках государственной программы планируется реконструировать более 900 км автомобильных дорог. В проектах госпрограммы задействовано 75 тыс. человек. В пиковый же период реализации автодорожных проектов в рамках «Нұрлы жол» в 2017-2019 годы рабочими местами обеспечат около 200 тыс. человек.
В региональном разрезе по показателю густоты автодорог с твердым покрытием лидирует СКО (72,6 км на тыс. кв км, как и годом ранее). Второе место удерживает ЮКО (58,2 км на тыс. кв км, минус 1% к показателю 2014 года). Замыкает ТОП-3 Акмолинская область — 53,7 км на тыс. кв км, плюс 0,4% за год.
В рамках рассмотрения итогов социально-экономического развития Актюбинской области за 5 месяцев 2016 года премьер-министр Карим Масимов поручил начать работы по реконструкции автодороги «Актобе — граница РФ» в направлении города Орск в 2017 году.
Данная трасса является важным звеном международного коридора, проходящего по территории России и Казахстана. Протяженность участка — 127 км. В настоящее время автодорога относится к III технической категории, после реконструкции она будет переведена в I-II техническую категорию с 4-полосным движением.