Турция – страна, находящаяся в состоянии гражданской войны. Для аналитиков попытка государственного переворота не стала сюрпризом – они прогнозировали подобное развитие событий.
Востоковед Александр Князев в интервью 365info сказал, что в Турции назрел очень серьезный внутриэлитный конфликт:
«Мы сегодня имеем дело с другой Турцией, а не с той, которая была до ноября 2015 года. Сегодня это страна, находящаяся в состоянии гражданской войны. Страна с серьезным внутриэлитным конфликтом.
Отправив в отставку премьера Ахмета Давутоглу, Эрдоган создал себе мощнейшую оппозицию внутри своей же «Партии справедливости». Со стороны Эрдогана идет неприкрытый процесс концентрации контроля над бизнесом, финансовыми потоками и политической власти в руках своей семьи. Давутоглу — сильная фигура, а две головы в одном казане не варят, как известно. Он ушел в оппозицию, при этом являясь одним из лидеров «Партии справедливости». Что это значит? Что теперь бывший премьер вместе с экс-президентом Турции Абдуллой Гюлем создадут сильнейший антиэрдогановский дуэт, и в ближайшие же выборы Эрдоган точно окажется без полной поддержки своей же партии. Эрдоган — не стратег, он тактик одного дня, а Давутоглу — гибкий политик и просчитывает наперед. Внутри партии серьезный раскол, и непонятно, на чьей стороне большинство. Вероятно, не на стороне Эрдогана. Плюс в обществе большое недовольство эрдогановской политикой исламизации страны».
Теракт в Стамбуле, по мнению эксперта, никакого отношения к ИГИЛ не имел. Это проявление внутренних проблем в стране:
«На самом деле в Турции сегодня существует мощнейшая антиэрдогановская волна со стороны Курдской рабочей партии (КРП). Я склоняюсь к тому, что взрывы в Стамбуле — дело рук КРП, а не ИГ,
которые существуют под эгидой Эрдогана и получают от него поддержку. Вряд ли какой-то небольшой дипломатический маневр Эрдогана для ИГ стал поводом устраивать взрывы».
Заместитель главного редактора журнала «Центр Азии» Евгений Пастухов высказывал мнение, что турецкие генералы со скепсисом воспринимали политику Эрдогана.
«Турецкие генералы, весьма высоко ценящие светское наследие Кемаля Ататюрка – основателя и первого президента современного турецкого государства, скептически относятся к деятельности правящей религиозной Партии справедливости и развития (ПСР), лидером которой неформально остается Эрдоган, — рассуждает эксперт. —
Им не нравится то давление, которое последовательно оказывает Эрдоган на армию, лишая ее традиционно высокой политической роли в стране и ограничивая активность в социальной и экономической сферах».
Генералитет, по словам эксперта явно был недоволен тем, что на внеочередных парламентских выборах 1 ноября 2015 года ПСР вновь получила большинство голосов, хотя в июне 2015 за нее проголосовало всего 40% избирателей.
«В этом отношении
военным, безусловно, выгодно было подмочить репутацию Эрдогана как внутри страны, так и на международной арене»,
— считает Пастухов.
На протяжении многих лет экономические успехи Турции, по словам аналитика, были козырем для партии ПСР. Но сейчас властью недовольны и бизнесмены — в турецкой экономике происходит серьезный спад.
«Так что для политических оппонентов Эрдогана сегодня очень удобный момент бросить тень на президента и его правительство», — заключает Евгений Пастухов.