Медленно, но верно Актобе возвращается к мирной привычной жизни. Силовиков в городе необычно много, однако они стараются привлекать к себе как можно меньше внимания горожан.
Плотность патрульных нарядов в сравнении с обычными днями просто зашкаливает, однако полицейские без причины никого не тревожат. Их основная задача – наблюдение за обстановкой на своих участках. Периодически они сворачивают в глубину дворов, а затем вновь выезжают на центральные улицы.
— Еще утром над городом вертолет летал, зависал над парком. А потом патрульные проверяли все автомашины Lada 14 модели. Других не останавливали, — рассказывает таксист Михаил Николаевич. – Второй день уже как народ постепенно выходит на улицу, но напряжение чувствуется. Пассажиры мои об этом только и говорят. Хотя сегодня, вон, большинство крупных торговых центров открылись уже.
— Как-то странно, дядь Миш, я думал в аэропорту у вас сейчас всех досматривать, проверять документы будут. А встретил только одного полицейского, который стоял и пассажиров прилетевших разглядывал. Говорили же, что у вас усиленный вариант, — поинтересовался я.
— Нет, сынок, полиции тут хватает. Они просто стараются людям глаза не мозолить, чтобы не пугать еще больше. И так все напуганы, — отвечает он.
Нападение террористов отразилось не только на работе крупных торговых центров и развлекательных заведений. Пострадали и мелкие предприниматели.
Общительный таксист очень быстро согласился помочь мне найти на несколько дней квартиру в районе, который меня интересовал. Женщина по имени Ирина приехала на адрес одновременно с нами. Выйдя из машины, пристально вгляделась.
— Вы один будете жить? – спросила она.
— Да, один. Я на пару дней, по работе.
Увидев фирменную майку с названием нашего портала, она улыбнулась и предложила посмотреть квартиру.
— Раньше у меня тут запись на месяцы вперед была. А как все случилось, жильцы раньше времени съехали, а новые заезжать отказались. Вот, с вами повезло, — поделилась Ирина событиями последних дней. – Кто сейчас к нам поедет хоть в отпуск, хоть к родным, когда на улицах так стреляют?
Первым делом отправляюсь в парикмахерскую. Специально, глядя сквозь витражи, выбираю ту, в которой нет клиентов. В небольшом зале на диванчике сидят три мастера – женщины лет 30-45 — и что-то бурно обсуждают на казахском языке. И снова – та же тема. Уже сидя в кресле и понимая, что недостаточно хорошо владею государственным языком для того, чтобы понять тонкости разговора, перехожу на русский. Между прочим, делюсь, что приехал из Алматы по делам. Переживал сильно. Но тут не так и страшно.
— Это сейчас успокоилось, — говорит мастер по имени Айжан. – Два дня люди вообще на улицу не выходили. Да и сейчас стараемся по домам сидеть. Кто знает? Не всех же еще поймали. А главное, о чем все эти, мальчишки ведь совсем, думали? Чего добились? Вот, убиты все теперь.
— Видно кто-то им мозги хорошо промыл, — стараюсь я хоть как-то поддержать беседу.
— Да, промыли. У меня знакомый есть, ему 55 лет. У него сын погиб. Один из них был. Сколько, говорит, пытались его оттуда вытащить, уговорить… Все никак. А сейчас вот сколько дней прошло, он погиб, а родственники все тело забрать не могут, чтобы похоронить. Может, теперь и вообще не отдадут.
В воздухе повисает пауза, слышен лишь звук парикмахерской машинки.
— А правду говорят, что они не все такие… жестокие? – неожиданно спрашивает Айжан.
— Сложно сказать, — теряюсь я. – Может, и не все. Но только те, кто тюрьмы прошел, они… У их наставников там много времени было свободного, чтобы что угодно в голову вбить…
— Да, а потом они выходят, а их еще на работу нигде не берут. Что им остается, — вздыхает мастер. – И говорят ведь, что с полицией воюют, с военными. А зачем пенсионера убили несчастного, а продавца? И ранили скольких.
— Наверное, для достижения своих целей им просто никого не жалко. Случайные жертвы для них ничего не значат…
Одна из центральных улиц – братьев Жубановых. Жизнь кипит. Гипермаркеты полны покупателей. Прилавки забиты до отказа: недостатка нет ни в чем.
Один за одним проносятся автобусы, полные людей. Гуляют мамы с детьми и пенсионеры.
Если не знать о том, какая кровавая бойня произошла здесь на днях, можно подумать, что и не было ничего.
Хотя стоп… У крупного торгового центра Алтай стоит сотрудник внутренних войск. В бронежилете. А вот человек на поясе с пистолетом «Макарова» садится в ожидающее авто. В руках – папка бумаг и ежедневник – значит оперативник.
В небольших кафе, и в пивных, и в ресторанчиках покрупнее посетителей не полным полно, но есть. Музыка играет тихо. Люди разговаривают. Из обрывков фраз тема становится ясна сразу – все те же недавние теракты в Актобе.
В Актобе простились с погибшими во время совершенного теракта горожанами. 9 июня объявлен в Казахстане днем траура по погибшим в кровавой бойне.
Ранним утром в поселке Кобда был задержан один из семи разыскиваемых за участие в теракте. Кто именно – в МВД не сообщили. Поиски еще шестерых продолжаются. Информацию об обстреле детского центра «Акбобек», которая появилась утром 8 июня, в МВД опровергли.
На встрече с главой государства Нурсултаном Назарбаевым глава КНБ Владимир Жумаканов сообщил, что в данное время разыскиваются 6 человек, которые, по имеющейся информации, находятся на территории Актюбинской области.
— Мы знаем, что они там, пофамильно известно, народ предупрежден. Надо до единого всех задержать. При сопротивлении вооруженном — уничтожать. Все должны быть наказаны самым строгим образом,
— потребовал Нурсултан Назарбаев.
Городской центр переливания крови сообщил, что запасов банка крови хватило для возмещения кровопотери раненным, но его представители не откажутся, если волонтеры, начавшие активно обсуждать эту тему в соцсетях, решат прийти и сдать кровь, чтобы тот самый банк пополнить.