Нас пугают женщины в хиджабах и платках. Пугают, настораживают, вызывают жалость. Но каким видят мир они? Как они пришли к этому и, что важнее, как живут с этим? Как работают, делают карьеру? Об этом может рассказать Аида Маханбетова – основательница бренда AIMA, выпускница Миланского Instituto Europeo di Design по специальности Fashion Strategy. Она мечтает в будущем создать мусульманскую линию одежды. Многие знатоки и критики моды говорят о качественном и необычном подходе Аиды к работе. И сама она говорит, что все начинается с ислама. С того самого платка на голове, если хотите.
Аида работает визуальным мерчендайзером в бутике одежды и аксессуаров Louis Vuitton. Наша фотосъемка в бутике не получилась — в компании существуют строгие корпоративные правила.
Рабочий день Аиды начинается в 7 утра и заканчивается в 16.00. После работы она заезжает в мечеть, чтобы успеть помолиться и немного посидеть в тиши женской половины.
— Это моя самая любимая мечеть, я сюда часто прихожу. Здесь так светло и в то же время нет суеты. Можно почитать, обдумать прочитанное, — делится Аида.
— Для меня в исламе нет ничего сложного. Даже пятикратный намаз – это своеобразный тайм-менеджмент. Ты организовываешь свое время от молитвы к молитве. Задаешь определенные мелкие задачи, которые должна успеть сделать между ними.
Я нашла в исламе многое, прежде всего — самодисциплину и стремление к знаниям.
В одной из первых сур Корана написано: «учись». Всегда нужно учиться мастерству, чтобы радовать других людей, и в то же время улучшать себя
Постоянно нужно работать над собой — и мне это очень нравится. Я хожу на курсы изучения Корана несколько раз в неделю.Также слежу за новинками моды, читаю книги по ее истории. Стараюсь уделять равное внимание духовным и профессиональным знаниям. Мусульманин — это птица о двух крыльях. Нужно держать баланс между двумя мирами: земным и духовным.
— Мир ислама открылся мне более 10 лет назад с курсов изучения арабского языка при мечети. Подруги-однокурсницы начали совершать намаз. Я заинтересовалась. Начинала с пятничной молитвы и беседы с наставниками. Нельзя сказать, что я пошла за ними, к исламу меня привели долгие раздумья. Было понятно, что не всеми это приветствуется.
Я понимала, что давление даже со стороны родных и близких людей
Поначалу реакция семьи была положительной, но когда я перешла на пятикратный намаз – стали отговаривать.
— Когда начала совершать пятикратный намаз, пришло понимание, что в исламе все логично. И то обстоятельство, что надо одевать более закрытую одежду, для меня не было трудностью. Я пересмотрела свой стиль одежды, постепенно от маек и футболок начала переходить к закрытой одежде. Это было несложно. Я сама предпочитаю более скромный стиль одежды. В закрытой одежде много преимуществ, которые можно красиво обыграть, она выглядит женственно.
С точки зрения средневековой истории моды, чем богаче была женщина, чем длиннее и пышнее ее платье
Статус женщины в обществе определялся количеством ткани и кружев на ее платье. Сейчас чем меньше ткани – тем моднее. Хотя опять вошли в моду длинные платья и юбки.
После намаза Аида направляется в мастерскую, где с подругой работает над новой коллекцией.
— Когда человек приходит к исламу, особенно девушки, они начинают надевать одежду в арабском или турецком стиле. Из-за этого возникают ассоциации с чуждыми нам элементами. На самом деле, просто приходится использовать ту одежду, которая есть на рынке.
Когда приходило осознание ислама, стало понятно, что профессия дизайнера одежды позволит мне развиваться профессионально и в то же время я могла бы сделать что-то полезное для других. Посоветовалась с наставниками, они одобрили мое решение. Мечтой стало изобретение чего-то в нашем национальном стиле и не смущающее глаз. Чтобы реализовать это, мне нужно достичь определенного профессионального уровня. Я иду к этой мечте поэтапно. Участвую в конкурсах, посещаю тренинги. Вначале я должна вырасти как профессиональный дизайнер на мировом уровне.
Многие казахстанские дизайнеры не могут выйти на международный уровень, так как их продукция рассчитана только на локальных потребителей. Даже этот узкий сегмент делится:
то, что сшито для алматинцев, не купит житель регионов, и наоборот
Одежда должна быть современной, универсальной, комфортной. Для этого надо понимать, что происходит в мире моды.
— С детства любила рисовать, придумывать. Тетя увидела мой потенциал и предложила маме развивать его дальше. С 7 класса мы с сестрой учились в школе-интернате при Академии искусств имени Жургенова. После 9 класса я выбрала специальность, отучилась на дизайнера интерьера, дизайнера одежды. В Академии получила диплом бакалавра дизайнера текстиля.
— В 2014 году я участвовала в конкурсе молодых дизайнеров OpenWay, значимом fashion-мероприятии в Средней Азии. После него получила грант на показ на Казахстанской неделе моды. Там я выступила с дебютной коллекцией верхней одежды «осень — зима». Это экспериментальная коллекция, в которой используются нетрадиционные технологии вязки, сплетений, поиск своего почерка. Но поиск удачный: из всей коллекции сохранила только несколько прототипов, остальные были распроданы.
— Я реализую свои идеи с минимальной командой. Помогает моя подруга Мариша, с которой знакомы с 7 класса школы-интерната при Академии искусств. Тогда мы мечтали, что будем создавать коллекции. Казалось, это были детские мечты. После школы я продолжила образование дальше в Академии, а Мариша поступила в сервисный колледж, стала углублено изучать технологию шитья и конструирования. Через семь лет мы вновь встретились и выпустили мою конкурсную работу. Даже Алексей Чжен, креативный директор Казахстанской недели моды, заметил, что мы с ней на одной волне: «Девочки, вы созданы друг для друга! Не теряйтесь, продолжайте и дальше работать вместе».
— После казахстанской недели моды вместе с другими молодыми дизайнерами я выставляла свою одежду в шоуруме. Приглашенный итальянский дизайнер Mario Dice заинтересовался моими работами. Ему понравилось идея и качество изделий. Я говорю на итальянском, нам удалось найти общий язык, он даже предложил мне сотрудничество. Условия интересные: авторские права сохраняются за мной, но изделия будут выпускаться под его брендом с единственным условием — ткань будет итальянская. Он оставил контакты и улетел. Была долгая полугодовая пауза. Я уже забыла о предложении, когда он написал, что планируется показ его бренда на Миланской Неделе Моды AW 2016-2017.
Я изготовила образцы из его ткани и отправила. Это был интересный, насыщенный период. Мы с Маришей не выходили из ателье. Работали до трех часов ночи, чтобы успеть все отшить. Утром я снова шла на работу и после бежала в ателье. За показом я следила по социальным сетям — есть ли мои жилетки на сцене? До последнего стоял вопрос, условие было одно: если ему понравится моя работа, изделие окажется на подиуме. Я уже отчаялась увидеть свою одежду, но вдруг он отправил фото моих жилеток на подиуме. Потом вышли полные фотоотчеты во всех модных изданиях Италии и Франции, где также была моя одежда. Марио написал, что всем доволен. Это был огромный опыт для меня.
— Недавно со своими прототипами побывала в Грузии, получив положительные комментарии профессионалов. Также получила новые знания — например, как подсчитать стоимость коллекции. Я начала понимать, что изделие должно быть легким в массовом производстве. А ведь на одну мою вещь уходит около двух недель кропотливой работы. Для меня это ответственный процесс. Важно, чтобы одежда была интересной и соответствовала запросам покупателей в плане идеи, концепции, кроя. Она должна отображать внутренний мир, видение. Сейчас я планирую создавать новую коллекцию. Уже есть знание и понимание основ, надеюсь, что она будет лучше и легче в изготовлении.
— Итальянский язык я знаю хорошо, выучила, когда училась в Милане, в Instituto Europeo di Design. Путь туда был не самым простым. После окончания бакалавриата решила там же, в Академии искусств, получить диплом магистра. Хотя оценки были хорошие, но пройти не смогла. Это было огромным огорчением. Но я не сдалась, решила попытаться осуществить другую мечту — учиться заграницей. Поначалу думала учиться во Франции, стала активно учить французский язык. Так как я начала с нуля, моего уровня было недостаточно для того, чтобы поступить в университет. Затем пришла мысль, что у меня уже есть хорошая база английского. С ним гораздо легче поступить в любой международный университет. Начала активно работать на английском, старалась распределять дни экономно. Три дня была на работе, а по вечером давала частные уроки детям школьного возраста, остальные три дня по вечерам шла на курсы. Так, за полгода интенсивного изучения сдала успешно IELTS, затем прошла по Болашаку и уехала учиться в Милан. Это был совершенно новый опыт, который дал многое.
— Был год перерыва, который я потратила на получение опыта в местной компании. Сразу скажу, это был не простой опыт для дизайнера. Сложно развиваться в рамках локальной компании – отсутствует профессиональный рост, нет достойной оплаты труда, которую часто нам выдавали не вовремя. Мне приходилось подрабатывать по вечерам, чтобы оплатить курсы английского языка. По моему диплому можно было работать только дизайнером, а мне был необходим разнообразный опыт. Я решила уйти в розничную торговлю уровня люкс.
— Так меня приняли на позицию визуального мерчендайзера в крупной международной компании «Louis Vuitton». Я стала одной из первых, кто успешно прошел все этапы собеседования. Визуальный мерчендайзер — человек, который отвечает за оформление манекенов, создание витрин, общей концепции.
Чтобы продать, надо сделать все красиво. Это микс красоты, моды и коммерции
Я нашла много полезного опыта в ритейле. В наше время дизайнер – не просто человек, который рисует эскизы и шьет одежду, он должен знать, где и как его одежда будет продаваться, на какой сегмент рассчитана, какого качества должна быть, каким должен быть ее визуальный облик. Дизайнер должен знать весь процесс от эскиза до ценообразования.
— Визуальный мерчендайзинг – это мое настоящее, которое помогает жить, зарабатывать, развиваться, создавать коллекции. Дизайн одежды – мое будущее. Я хотела бы подойти к мусульманской линии одежды осмысленно, получив знания, как вообще создается одежда в мировой моде. Моя следующая цель — пройти стажировку в одном из европейских брендов. В эссе по программе «Болашак» я написала, что хочу внести вклад в развитие Казахстана. Как гражданин, как верующий человек я несу ответственность за свои слова. Где бы я ни была и какие бы условия для меня не создавались, я вернусь домой. Мой дом здесь, в Казахстане.
— В любом деле, когда начинаешь что-то новое, всегда есть сложности. Кроме того, что нужно учиться, стараться, работать, чтобы показать себя с лучшей стороны, существует ответственность за свое поведение. Когда ты носишь платок, понимаешь, что некоторые эмоции надо сдерживать. Смотря на тебя, особенно когда работаешь в светской среде, оценивают всех представителей ислама. Верующий мусульманин — это не просто человек, это и есть ислам.
Мне часто задают вопросы, почему нельзя пить, обязательно ли совершать пятикратный намаз, почему надо носить закрытую одежду. Приходится словами и поступками показывать, чем прекрасна вера. На самом деле, все те правила или запреты уже заложены в основу гуманного общества. Быть порядочными, поступать по совести, хранить благородство, начиная с мыслей, приходить на помощь, соблюдать гигиену души и тела. Не совершать вещей, которые неприемлемы для человека. Проявлять уважение к старшим и к людям вообще. Вообще, последнее стоит отдельного пункта. Для меня уважение дороже тысячи ракатов намаза. Я отличаюсь от других людей только тем, что совершаю намаз, покрываюсь и отказываюсь от вещей, которые заведомо тормозят мое развитие.
Недавно я провела ивент по стайлингу, где учила завязывать платок.
То, как я ношу платок, привлекает позитивное внимание. Покупатели, коллеги, друзья, даже прохожие останавливаются и спрашивают
Как минимум один раз в день просят показать меня, как завязать платок. Я с удовольствием делюсь своими навыками.
После работы Аида спешит домой. Ее мама весь вечер провела на кухне, чтобы накормить дочь после дня поста.
— Хотя мама не совершает намаз, она очень заботится, чтобы создать условия для меня. Восхищает, как она чутко относится ко мне, будит на утренний намаз и накрывает завтрак, чтобы я успела поесть. Она всегда готова выслушать и прийти на помощь. Я так рада, что она уважает мой выбор.
— Был трудный период, когда пришлось по-новому выстраивать отношения с моей семьей. До меня никто в семье не совершал намаз, не держал оразу.
И тут девочка в переходном возрасте начинает увлекаться исламом, носить платок и отказываться от некоторых вещей. Для мамы это было шоком
Особенно когда по телевизору показывают про терроризм. Мама даже сопровождала меня на занятия, чтобы проследить, не общаюсь ли я с кем-нибудь подозрительным.
Все родственники были против, преподаватели пугались. Когда увидели, что я надела платок, все начали говорить, что ислам — это та религия, которая ущемляет женщин. Мне говорили: «Ты бросишь учебу, станешь второй женой». Прошло некоторое время, теперь я могу с уверенностью сказать, что
мусульманка может свободно развиваться в рамках консервативного пространства
Для меня всегда была важна моя семья. Со временем я показала, что по-прежнему остаюсь дочерью своей мамы. Я очень люблю ее и ценю все ее усилия. Она в одиночку воспитывала нас с сестрой, дала образование, чтобы мы не отставали от своих ровесников. Благодаря ей я прошла курсы в исламском университете Нур-Мубарак. Она сумела создать вокруг меня правильную обстановку и найти хороших наставников.
— В своих намазах я прошу у Всевышнего позитивного развития моей стране, счастья и благополучия моей семье и прежде всего долгих лет и здоровья маме.
Ислам говорит — рай под ногами матерей
Пока она со мной, я счастлива. Я не устаю благодарить Всевышнего за мою золотую маму.
Фотографии Алексея Некрасова