Что и кто мешает молодым болашаковцам управлять Казахстаном? Как молодому поколению с западной матрицей в голове получить власть в стране и не станет ли от этого хуже? Об этом рассуждает социолог, президент ОФ «Стратегия» Гульмира Илеуова.
— Гульмира Токшалыковна, ровно год назад директор Института общественной политики партии «Нур Отан» Саясат Нурбек сказал, что только 319 выпускников программы «Болашак» работают на государственной службе. Как вы думаете, почему спустя восемь лет после высказывания президента о необходимости привлечения молодых кадров страной в большинстве управляют чиновники предпенсионного возраста?
— Во-первых, не все «болашаковцы» реализовали себя как управленцы. Есть те, которые «встроились» в другие структуры. Например, Арын Орсариев сегодня является ректором Павлодарского государственного университета, хотя получил образование по политической науке.
Есть те, кто имеет зарубежное управленческое образование, но не смог оказаться на госслужбе. Главная их проблема в том, что очень сложно сегодня попасть на государственную службу. У нас нет серьезной политики по инкорпорации в госаппарат молодых кадров. И
дело не только в том, что у многих «болашаковцев» нет «волосатой лапы» где-то наверху
Сегодня в Казахстане трудится чуть более ста тысяч чиновников. Что же, всех их — опытных, квалифицированных (в хорошем смысле этого слова) бюрократов нужно уволить, чтобы дать место неопытной молодежи?
Во-вторых,
если взять сто выпускников той же программы «Болашак», 95 из них нельзя считать будущей политической элитой
Они ей не соответствуют. Молодой человек может быть суперобразованным, но не иметь управленческого опыта. Так что «болашаковцам» понадобится время, чтобы заявить о себе как о профи, полезных для страны и способных принимать ответственные решения в отечественных условиях. Сделать это с американской или английской матрицей в голове очень сложно.
— А где же им набраться опыта, как не на родине?
— В том-то и дело, что у нас не предусмотрена система трудоустройства. Должна быть выстроена карьерная лестница — человек после обучения не должен попадать сразу в центральные органы, начать необходимо с низов, с работы, например, в районном акимате. Хотя на местах подъём по иерархической лестнице намного медленней, чем в центре. Но…
не будем исключать и родственные связи, которые в нашем обществе стали более надёжными и прочными по сравнению с другими видами общественных отношений
— А есть ли какое-то противостояние между молодыми управленцами и «старой» элитой?
— Хороший вопрос. Можно разобрать его на примере Алматы. Когда освободилось место акима мегаполиса, о-очень много желающих мечтали его занять. Вы понимаете, что все кандидаты — люди далеко не простые,
мы даже представить себе не можем, какая подковёрная борьба развернулась за кресло акима южной столицы
Но… был выбран Байбек. Президент сделал ставку на молодого человека, «болашаковца», не имеющего опыта работы в регионах.
— Добавлю: незапятнанного и не имеющего олигархов-родителей…
— Да. И вот Байбек, используя новые модели отношения с населением — социальные сети, постоянные встречи с людьми, создание общественных комитетов и советов — сумел завоевать популярность у алматинцев. Не все, конечно, его поддерживают, но в целом народ доверяет молодому акиму. Своей открытостью Байбек выгодно отличается от Есимова — управленца «старой школы». Тот, как вы помните, вообще держал «глухую оборону», практически не выходя на контакт с общественностью. Так что несмотря на большой хозяйственный опыт и все регалии
Есимов в плане народного признания проиграл Байбеку
Новый аким более близок к народу. В этом смысле он новый тип руководства. Если у Байбека всё получится, то такая модель может быть успешно интегрирована в другие регионы. Думаю, что успешная деятельность Байбека — конкретный намёк другим акимам.
— А как вы относитесь к новому акиму Шымкента — Габидулле Абдрахимову, кстати, тоже «болашаковцу»?
— Это достаточно молодой человек, 1975 года рождения, уроженец ЮКО. Магистр государственного администрирования. Если посмотреть его биографию, то можно увидеть, что практически вся его трудовая деятельность была сопряжена именно с госслужбой. И вроде бы всё должно быть хорошо, но это только на первый взгляд. В Шымкенте совсем иная среда, чем в Алматы. Это большой город, но не мегаполис, и мне кажется, что
в Шымкенте нет такой публики, с которой можно выстраивать отношения по «алматинскому принципу»
Нет «критической массы», что ли.
— Не соглашусь с вами. Шымкентская агломерация достаточно активная. И аким Шымкента — очень авторитетная личность. Аналитики влиятельного российского холдинга Regnum назвали Абдрахимова (вместе с Байбеком) «представителями новой генерации идеологов власти». «В целом появление этих персон в рейтинге фиксирует их превращение из неопытных исполнителей в системно мыслящих идеологов власти», — написали российские аналитики.
— Возможно, это и так. Как бы то ни было, сегодня мы видим совершенно новый подход к управленческому делу.
— И ещё один вопрос, который я не могу обойти — события в Актобе. Сейчас среди экспертов популярны две точки зрения. Первая: теракты были организованы зарубежными сценаристами. Вторая: теракты — следствие межклановой и межэлитной борьбы.
— Думаю, что правы вторые.
Давайте посмотрим на активность людей, входящих в первую десятку «политического Олимпа» страны сразу после событий в Актобе и до сегодняшнего дня. Тишина!
Практически все заняли выжидательную позицию. Сейчас для них, как мне кажется, главное — как бы не выскочить вперёд кого-либо! Чтобы никто, не дай Бог, не подумал, что выскочивший и есть тот самый пресловутый «наследник» или «преемник». Заметьте, в последнее время никто, кроме президента, не даёт оценку текущей ситуации. И эта затаённость, затишье среди главных политических игроков вполне может служить фоном, чтобы проявились совершенно другие силы. Что было и продемонстрировано в Актобе.
Возможно, что вспышку насилия в Актобе спровоцировал и приход акима области — Бердибека Сапарбаева
— Да, аким Актюбинской области Бердибек Сапарбаев в мае был действительно несколько суров. Как пишет портал Sayasat.org, «Бердибек Машбекович остался недоволен работой сразу нескольких управлений, руководители которых получили предупреждение о личной ответственности за срыв строительства соцобъектов. Но больше всех шишек от акима Сапарбаева досталось руководителю областного центра, получившего публичный выговор. Также эксперты отмечают, что весь прошлый месяц аким Сапарбаев вел большую разъяснительную работу по Земельному кодексу, «компетентно отвечая на все острые вопросы населения».
— Так вот,
его приход мог бы вызвать недовольство местных кланов
Ведь Сапарбаев — один из компетентнейших управленцев, его мало с кем можно сравнить. Но мне кажется, что пока он этой областью ещё не полностью «овладел». Долго он входил в дела региона. Возможно, что-то упустил. Хотя всё это очень гипотетически.
Как бы то ни было, нам нужно внимательно следить за будущими кадровыми перестановками. Они прояснят многое.