В отличие от многих, казахстанец Дмитрий Гусак уехал в Австралию не в поисках денег и сладкой жизни. Денег и в Казахстане у него было предостаточно. Член-корреспондент Международной академии информатизации, автор множества научных статей, изобретений, постоянный член экзаменационной комиссии Карагандинского политеха, основатель и президент Национальной компании «Национальные информационные технологии», один из создателей казахстанского e-gov… А уехал Дмитрий в Австралию только потому, что там его дети и внуки, без любви которых он просто уже не мог жить.
Дмитрий нашёл себя и на далёком континенте. Он много путешествует, профессионально фотографирует, ведёт свой сайт «Моя жизнь среди кенгуру», где пишет: «Австралия мне очень нравится, и я рад, что здесь живу. Правда, Казахстан я люблю больше, и это никак не должно обижать Австралию»…
Главный вопрос, который решил для себя Дмитрий Гусак: Австралия не плохая и не хорошая. Она разная. Хотя иммигранты из бывшего СССР явно делятся на два лагеря.
Первые считают, что в Австралии всё лучше, всё правильнее, все честнее и пушистее, чем было, говоря условно, «дома». Другие, наоборот, с тоской вспоминают свои страны и категорически не приемлют австралийских порядков.
«По-моему, и те, и другие заблуждаются, — считает Дмитрий. — Истина, конечно, посередине. Да и у каждого из нас своя Австралия, свой путь, свой опыт. Главное, надо понимать, что Австралия — не мононациональная страна.
В крупных городах австралийцы — это на 50% (или больше) китайцы, вьетнамцы, индусы, корейцы, арабы
Каждый принёс сюда что-то своё, потом всё перемешалось и получилось то, что получилось — современная Австралия. Очень разная.
Вот некоторые утверждения-заблуждения, высказанные лично мне.
В Австралии никто не уклоняется от налогов. Уклоняются. Меньше, чем у нас, но уклоняются при каждом удобном случае. В небольшом магазинчике в центре города я покупал сигареты без акцизных марок по цене вдвое меньшей, чем вокруг.
В Австралии нет коррупции. Да, её меньше, чем у нас. Но неужели кто-то сомневается, что деятельность магазина из предыдущего примера была бы возможна, если бы местный участковый, местный инспектор от кансила (по нашему — акимата — ред.) не участвовали в схеме.
В Австралии люди доброжелательнее и терпимее друг к другу. Далеко не всегда.
Соседка устраивала мне скандал за то, что во время полива газона капли воды стучали по забору между нашими участками
Соседка моего сына устраивала ему скандал за то, что он поставил машину возле своего дома у бордюра, но ей показалось, что это помешает ей выезжать из гаража на противоположной стороне улицы. Соседи моей знакомой писали письмо в кансил с жалобой, что она ставит свою машину на не принадлежавшем ей (и соседям тоже) пустом участке.
В Австралии гаишники намного терпимее, вежливее наших и не позволяют себе подлых методов. На спуске с горы между Камденом и Оксом зачастую стоит полицейская машина с радаром. Там ограничена скорость до 100 км/час, но горка крутая и если вовремя не нажать на тормоз, машина разгоняется до 120. Мне это очень напоминает наших казахстанских жолполовцев и их хитрости. А ещё я видел, как
австралийские полицейские остановили машину, грубо вытащили из неё водителя и «мордой об асфальт»
Всё это происходило, когда он просто стоял на светофоре и не пытался ни убегать, ни сопротивляться. По выражению лица было видно, что он очень удивлен…
«Мы должны быть по гроб жизни благодарны Австралии, что нас сюда впустили». Этот посыл, о котором хочется поговорить подробнее. Как-то меня несколько дней «размазывал по стенке» один русскоязычный австралийский форум, когда я осмелился задать простой вопрос: «Не знает ли кто, как сдавать экзамен на водительскую лицензию на русском языке?». Узнал о себе, что я скотина неблагодарная и что понаехали, и что не знать языка страны, куда едешь — преступление…
Я не понимаю, почему живя в другой стране, я должен считать, что меня здесь из милости приютили? Я — не беглый преступник и не опальный политик, которого укрыли от расправы.
Я — тот, кто приехал сюда в соответствии с официальными правилами этой страны, которые она установила исключительно по своей инициативе и в соответствии со своими потребностями
Если бы Австралии не нужны были специалисты и рабочие руки, сюда бы никогда не приехал мой сын, а если бы ей не надо было в глазах мирового сообщества выглядеть демократическим гуманитарным государством, сюда бы не приехал по родительской визе я. А вот
если бы австралийские женщины в массе своей меньше любили себя, научились бы готовить, вести дом и немного следить за фигурой, то австралийские мужики не искали бы себе жен заграницей!
Конечно, я безусловно благодарен этой стране за то, что в соответствии с ее законами и политикой можно решить свои проблемы и реализовать желания: моему сыну получить интересную и высокооплачиваемую работу, мне жить рядом с детьми и внуками, нашим казахстанским молодым ребятам (встречались здесь) получить образование в университете Сиднея, а
моей здешней соседке казашке Гуле найти заботливого непьющего и небедного мужа, который просто обожает ее за то, что она вкусно готовит, печёт изумительные торты и их дети всегда ухожены
А вот что думает сам Дмитрий Гусак об устройстве «австралийско-антиподской» жизни.
О медицине. В Австралии медицинская система платная и очень дорогая. Правда, практически всё компенсируется социальными программами. Даже то, что очень дорого. Но если у тебя есть деньги, почему бы не заплатить за дополнительные услуги и удобства?
Врача на дом не вызвать, надо идти к нему даже с температурой. Это так. Но не всегда. Есть врачи, которые приедуд домой. Но надо заплатить. И вообще, надо понимать, что Австралия – страна с другим менталитетом. Здесь все за рулем и подъехать к врачу — плёвое дело. А вред от этого не больше, чем посещение неквалифицированного парамедика, который должен оббежать до 30 адресов за 8 часов да ещё каждому постараться помочь. Здесь профанация не проходит.
Говорят ещё, что скорая к вам не приедет… Формально всё так, на деле — не совсем. Она приедет всегда, но за неё надо платить. Если платить действительно нечем, то… она всё равно приедет за счет социальной программы. Но если ты сам хоть как-то думаешь о здоровье и имеешь любую самую минимальную медицинскую страховку, то вызов скорой помощи покрывается на 100%.
Медицину здесь наши люди ругают в основном за ее «недружественное лицо». Ну и фиг с ним, зато лицо это квалифицированное. А вот отсутствие коррупции в медицине, как оказалось, ущемляет мой менталитет –
мне врачи сделали тяжелейшую операцию с отличным результатом, а у меня нет возможности их отблагодарить! Никак, кроме слова «Спасибо». Не по-человечески, да?
Об образовании. Оно здесь в самом деле очень плохое: в школе ничему не учат. Это правда. По нашим меркам, австралийская школа — это 12 лет детского сада. Но какого детского сада! В котором учат общению, гражданской активности, развивают способность думать самостоятельно, самовыражаться в тех областях, в каких кому нравится…
Да, людей, готовых получать высшее образование после такой школы меньше. Но надо ли их столько с этим высшим образованием, чтобы потом, после школы и института, навсегда забыть всю физику, механику, химию и высшую математику, которым тебя зачем-то долго учили?
Надо ли при высшем образовании сидеть и плевать в потолок в офисе или быть инспектором по технике безопасности, помнящим из пяти лет учебы только слово «интеграл»,
который как-то и почему-то «берут», и слово «эпюра», которое не вызывает никаких ассоциаций, но девушки на всякий случай краснеют.
Мне вообще больше всего нравится средний австралийский класс, самый многочисленный. Это мастеровые: электрики, сантехники, кровельщики… Нашим бы их квалификацию, и не надо никаких инженеров. То есть надо, но не в таком количестве.
О культуре. Австралийцы малокультурны, мало читают, политически неактивны и интересуются только спортом. Отчасти, конечно, да. Мне кажется, что с бывшими советскими людьми мало кто может равняться в том, что мы называем «культурным уровнем, духовностью».
Хотя эти качества, как ни странно, не делают нашу жизнь счастливой.
Мы всегда что-то в себе ищем, что-то себе и другим доказываем. Любая проблема, любое несовпадение взглядов — это личное оскорбление вплоть до войны, харакири, вендетты
Русско-украинские форумы… Это же песня, гимн шовинизму с обеих сторон. Это «монтекки и капулетти», которых в отличие от шекспировских кровь и смерть не остановили. Совсем не уверен, что эрудиция, духовность и патриотизм в нашем понимании — это радость. Скорее тяжкий крест…
Я бы порадовался за австралийцев, этим не озабоченных. Почти никто из Ози не может показать Казахстан на карте. Люди искренне удивляются, когда покажешь пальцем: «Ого, какой большой!». (Ози — это так себя называют «истинные» австралийцы, которые ведут свою родословную от переселенцев и каторжников из Англии. Это в противовес всем нам, китайцам, индусам, арабам, которые понаехали…).
Однажды услышал от одного местного немолодого человека, что Назарбаев — это заместитель Путина. Я с горячностью начал объяснять, кто такой Назарбаев, на что получил ответ: «Да какая разница! Не заместитель, так не заместитель — все равно русский».
Вот так-то…
(Продолжение следует)