Теракты в Актобе совпали с проведением военной выставки KADEX-2016, в которой принимали участие Казахстан и Россия. Некоторые западные СМИ провели определенные связи между этими событиями и наконец дали хоть какую-то оценку действиям боевиков в Актобе.
Согласно статьи в US News and World Report, «…последние террористические акты в Актобе случились, когда Казахстан принимал военную выставку KADEX, на которой демонстрировались образцы тяжелой военной техники из нескольких стран, включая Россию… Один из наших источников из американской разведки, который следил за ходом выставки, сообщает, что
русские закатали бы нападавших в Актобе в асфальт
тем, что они привезли…Новая модификация танка, предназначенная для ведения боев в городе, больше всего привлекала внимание участников и посетителей…»…
Далее издание пишет: «Россия на этой неделе послала в Казахстан своего специального военного посланника, который данный инцидент с казахскими коллегами обсудил, но в события не вмешивался. В этой связи наш источник говорит – «…это хорошо, что он не вмешивался, а то бы вся история могла вырасти в нечто более «мускулистое» и агрессивное для Казахстана. США также держались на расстоянии…
…военное вовлечение Америки в Казахстан весьма сегодня ограничено – до единственного соглашения с Национальной гвардией Аризоны об обмене опытом, точнее с Программой государственного сотрудничества Бюро национальных гвардейцев США. В июле 2016 г. Национальные гвардейцы Аризоны проведут совместную акцию с представителями вооруженных сил Казахстана в Лондоне. В связи с событиями в казахстанском Актобе представитель Национальных гвардейцев Аризоны, майор ВВС США Кандэс Парк, сообщил агентству AMI Neswire, что «…бойцы, летчики и десантники нашего подразделения в прошлые выходные (т. е. когда начались акты в Актобе) в Казахстане не присутствовали…».
Еще один материал опубликовал российский экспертно-аналитический орган Katehon.сom, в редакторско-авторский состав которого входят такие близкие советники президента Путина как политолог Александр Дугин и экономист Сергей Глазьев. Статья изначально была опубликована только на английском языке, то есть конечным получателем является именно западная аудитория, что делает ее интересной для казахстанского читателя:
«…Это самый крупный всплеск террористической деятельности в стране за последние несколько лет. Согласно официальной версии, нападавшие были членами нетрадиционного религиозного течения. Эта ситуация совпала по времени с протестами против политики правительства из-за нового законопроекта, по которому землю можно было бы сдавать в долгосрочную аренду. Оппоненты режима, подливающие масла в огонь китаефобии, использовали это шаг правительства, чтобы начать процесс объединения людей, напуганных перспективами перехода земли в собственность Китая. Далее, следуя логике цветных революций, они перенесли акцент внимания протестующей толпы на критику режима.
Движущей силой протестов бы исламисты и националисты, которые должны были стать ударной силой современной казахской революции
Западные средства массовой информации с симпатией освещали эти протесты. Точка зрения экстремистов была озвучена на «Радио Свобода», которое финансирует США…
70% населения – мусульмане. Исторически
религиозный экстремизм и радикализм не свойственны казахско-евразийскому исламу, который очень тесно переплетен с местными древними обычаями
и традициями, некоторые из которых корнями уходят в доисламские времена. Рост экстремизма на религиозной основе стал отличительной чертой в стране только в последние 10 лет. Это связано с ваххабитской пропагандой, которая распространяется в Казахстане одновременно с финансовыми потоками из стран Персидского залива, а также с влиянием соседней Средней Азии, где исламисты традиционно и исторически сильнее. Большая часть террористов – молодые казахи. Проблемы, существующие в области образования и популярности лидеров традиционного ислама, активно используются ваххабитами, чтобы распространять свою идеологию. В Сирии и Ираке, по данным международной организации ICSR, в рядах ДАИШ воюет примерно 400 граждан Казахстана – вторая по численности группа постсоветских граждан после России.
В Казахстане есть две зоны, которые надо особо выделить с точки зрения международных отношений казахских террористов:
1. Западный и Центральной Казахстан — из-за тесных связей с Северным Кавказом. В регионе присутствует вайнахская и другие диаспоры из представителей Северного Кавказа. Казахстанские экстремисты тесно связаны с коллегами в данном и волго-уральском регионах России.
2. Юг Казахстана, Астана и Алматы более тесно связаны со Средней Азией, особенно с Узбекистаном, откуда в республику попадает некоторое количество экстремистов, равно как из Кыргызстана и Таджикистана. Через территории стран Средней Азии пролегает афганский коридор. Налицо образование следующей террористической оси: Волга-Урал-Северный Кавказ-Западный Казахстан-Южный Казахстан-Средняя Азия-Афганистан. Казахстан – место, где северо-кавказский и средне-азиатский экстремизм и их сети соединяются. В случае дестабилизации в южном подбрюшии России сформируется неразрывная цепь исламистского радикализма.
Террористы выполнили свою «евразийскую интеграцию». Ответом на это могут стать только совместные действия силовых структур России, Казахстана и Средней Азии
и усиление евразийской интеграции безопасности.
Всплески терроризма обычно совпадают с протестами, организатором которых выступает Запад. Несмотря на многовекторный внешнеполитический курс Казахстана, предпочитающего воздерживаться от свар с Западом, США и их союзники могут работать на дестабилизацию Казахстана, особенно в контексте конфронтации с Россией. Террор и нестабильность Казахстана, в котором проживает большое количество русских, создаст еще одну точку дестабилизации на границе. Это дает основание для распространения дестабилизации ужу внутри самой России».