Скорее всего, уже не докопаться, кто и с каким намерением первым назвал Надежду Савченко украинской Жанной Д’Арк. В дальнейшем это сравнение с неумеренным пафосом использовали украинские СМИ и с глумливой иронией российские. Так что оно утратило глубину и свелось к пропаганде и контрпропаганде: «Господь послал Надю, чтобы покарать колорадо-ватников!» «Полюбуйтесь-ка на бандеровцев – из чего они вылепили себе святую!» Между тем, сравнение Жанны и Надежды, которое с ходу хочется объявить сильным перебором, чем дальше, тем больше обнаруживает свою пугающую точность. С одним, но важным изъяном, о котором чуть позже.
Не мешает предварительно установить, с кем именно мы Надежду Савченко сравниваем. То есть честно ответить на вопрос: а Жанна Д*Арк она вообще-то кто? Ей действительно являлись ангелы и святые и поручили спасти королевскую династию Франции? Если вы так думаете, то либо вы католик (другие конфессии Жанниной святости не признают), либо, как минимум, в принципе допускаете «особые отношения» человека с Божеством. Очевидно, что этот «католический» вариант настолько самодостаточен, что не нуждается ни в каких обсуждениях.
Если же мы его не примем, остаются ещё три. Первый – Жанна была болезненно экзальтированной девушкой, её осаждали религиозно-националистические галлюцинации, которые благодаря фантастическому стечению удачных обстоятельств ей удалось частично воплотить в реальность. Второй – она мошенница, игравшая на суевериях и слабостях окружающих. Третий – Жанна удачный политический «проект». Её использовали, чтобы склонить колебавшиеся политические весы в сторону войны с англичанами и для последующего подъема боевого духа армии. Эти три варианта могут комбинироваться друг с другом в разных конфигурациях и пропорциях.
Итак, вернемся к совпадениям. Не расставлять их по степени важности, назовем навскидку то, на что глаз упадет. У обеих несколько туманное (чтобы не сказать, мутноватое) прошлое. Обеих на ранних этапах карьеры (в случае Надежды — задолго до Крыма) поддерживали бравые милитаристы. Претензии Жанны на святость, помимо легко организуемых фокусов («узнала» короля в толпе придворных и т. д.), подтверждались результатами медицинского освидетельствования на предмет невинности, каковая и была установлена.
Надежда, судя по всему, столь же равнодушна к мужчинам (по её же словам, никого никогда не любила, кроме как незалежну батьківщину),
на что, разумеется, имеет полное право. Обе предпочитают мужской костюм и с детства прекрасно владеют оружием. (Жанна ещё до отъезда в армию успешно участвовала в обычных для Средневековья военных забавах, с легкостью манипулировала мечом, носила тяжеленные боевые латы и прекрасно ездила верхом). А Надя, если ей верить, совершала марш-броски по пятнадцать километров с гранатомётом на плече. Но если и не верить, то атлетическая фигура и накачанные даже после длительного тюремного заключения и голодовок мышцы говорят сами за себя. Обе с детства были сосредоточены на небе. Одна молилась с утра до ночи, в конце концов к ней стали являться небесные гости, другая глаз не могла оторвать от пролетающих самолетов и несмотря на отказы в приеме, а потом многократные (!) отчисления (судя по всему – за агрессивное поведение) закончила-таки летное училище.
Обе «адреналиновые наркоманки» — о Надежде именно в таких выражениях и отзывались знавшие её по училищу и Ираку (где она служила в составе международных сил)
Жанна попала в плен, потому что искала боевых стычек, когда военные действия затихли, Надежда – покинула воинскую службу (сбежав? дезертировав?) ради участия в боях на востоке Украины. Кстати, и в плен обе попали не к «главным» врагам, а к «сепаратистам» (одна к бургундским, другая к донецким), а уж потом оказались у их покровителей. Ну и так далее. Даже в незначительных деталях сходство поразительное, даже имя Надежда сразу вызывает соответствующие ассоциации, как будто выбиралось с дальним прицелом. А различия большей частью терминологические.
Самой Савченко это сравнение нравится. Причем она улавливает не только его лестную для самолюбия сторону, но и трагические последствия. «Я хочу жить такой жизнью, чтобы сегодня выдержать любовь, а завтра выдержать ненависть, когда меня как ведьму сожгут» — сказала она в одном из интервью. Сказано уже после освобождения. Кто теперь её сожжет? За что? И почему «как ведьму»? Вот тут и начинается самое интересное.
Большинство людей смиряются с социальной ролью отнюдь не золотой посредственности. Некоторые, наделенные чувствительной душой, ищут спасения в фантазиях. Немногим дано перерабатывать фантазии в звуки, слова или краски. Но самые сильные натуры избирают объектом творчества собственную жизнь. Чаще всего их уделом становится роль городского сумасшедшего. Но самым везучим история предоставляет шанс – так пугавшую древних мудрецов «эпоху перемен», когда кажется, что возможно все вплоть до «особых отношений» с ангелами небесными и царями земными. Если им сопутствует удача, если приходит слава, и не какая-нибудь там легко конвертируемая в гонорары и звания слава эстрадной звездульки, а огромная фантастическая слава национальной героини, пахнущая настоящим потом и пропитанная настоящей кровью, они сами начинают верить в собственную святость. И вот тут-то начинается настоящая трагедия. Потому что
святость удостоверяется одним-единственным способом – мученичеством. И хорошо если только личным
Этот психотип встречается и у мужчин. Конечно, к нему принадлежал команданте Че. Но особенно он распространен среди женщин. А может, в женском варианте он просто заметнее в силу большей эмоциональности и меньшей способности просчитывать следствия поступков, продиктованных ненавистью к посредственности и повседневности?
Поэтому разговоры о том, кто будет «манипулировать» Надеждой или, наоборот, о том, какую политическую силу Украины она приберет к рукам, какую нишу займет, какие «народные чаяния» воплотит – в равной степени беспредметны. Она не политик, не популистка, не интриганка, не Екатерина Вторая и уж конечно и близко не Юля Тимошенко. И не о политической «роли» она мечтала с детства, а о том, чтобы «когда последний летчик откажется летать на задание, мне скажут: «Надо на взлет – посадку оставь себе» (её собственные слова).
Для такого человека нет худшего наказания, чем стать «системным политиком». Или, наоборот, вернуться в стадо. Команданте Че взвыл вскоре после того, как его назначили на государственный пост, и сбежал делать мировую революцию, для надежности написав прощальное письмо Фиделю – сломав, так сказать, шасси на взлете.
Выше упоминался единственный изъян сравнения Надежды и Жанны. Савченко почти вдвое старше. Возрастной ресурс у людей этого типа невелик. Старятся они стремительно, неизбежно теряя при этом нимб. Времени на «беспосадочный» взлет осталось немного. К тому же и алгоритм мученической биографии оказался нарушен. Цикл не замкнулся.
«Кляты москали» были мудрее англичан и не стали «сжигать её как ведьму», вернули, так сказать, «к украинскому двору» в целости и сохранности
Скорее всего, не без злорадного желания полюбоваться, что будет дальше.
А что будет дальше? Медленное и мучительное превращение «святой мученицы» в посредственную политиканку?.. Или в ближайшее время мы увидим «беспосадочный взлет»? Одна надежда, — что Надежда взлетит одна, а бомбовые отсеки останутся незагруженными…