Как известно, автомобиль — продукт далеко не первой необходимости. Тем не менее, именно развитие автомобильной отрасли, как показывает опыт многих стран, приводит к структурному изменению экономики в долгосрочном плане.
Кризисные явления, разумеется, внесли свои коррективы в стратегию развития автопрома РК, но они не являются признаком отказа от госпрограммы. Интересы правительства в продвижении автопрома основаны на историческом опыте развитых стран, начавших свой путь к становлению именно через автомобильное производство. Эта модель показала высокую эффективность для экономик Японии, Германии, Южной Кореи и других развитых государств.
За короткий период развития автопромышленность Казахстана показала высокий темп роста, что спровоцировало скрытую и активную борьбу за рынок между историческими странами-игроками.
Взглянем на цифры. С 2010 по 2015 год традиционные для Казахстана виды промышленности в период роста демонстрировали годовой прирост от 5% до 50%. В это же время автомобильная отрасль показала максимальный рост от 100% до 150%.
Объем производства автомобилей в структуре обрабатывающей промышленности за 5 лет вырос с 16 млрд тенге в 2010 году до 80 млрд тенге в 2015 году.
Статистика автомобильной отрасли РК
А вот еще любопытные данные. Оказывается, экономическая эффективность даже значительно автоматизированного современного производства очевидна: каждый работающий на автозаводе казахстанец уже создает от 3 рабочих мест в смежных отраслях (логистики, продаж, банковской и т. д.). К 2025 году увеличение занятых в смежных отраслях составит до 11 человек на каждого работающего в автопроме.
Помимо металлургов, в рамках автопрома развитие получают такие производственные направления, как химическая промышленность (пластмассы, лакокрасочная продукция, резиновые изделия), текстильная (производство обшивки салона, кресел, потолка), производство стекла и другие с доходом в $2,2 млрд.
Отметим и такой момент. Перспективы Казахстана в развитии автопрома сегодня выглядят совершенно иначе, нежели десятилетие назад. Дело в том, что в Казахстане располагаются значительные запасы используемого в производстве автомобилей сырья.
Казахстан занимает второе место по запасам урана, хрома, свинца и цинка, третье место по запасам магния и пятое место по запасам меди. Из месторождений лития в РК наиболее известно Калбинское в Восточном Казахстане. При этом только начинается разведка запасов лития в солончаках Приаралья (упоминания об этих запасах появлялись еще в советских геологических исследованиях).
Добавим, что продажи казахстанских машин уже приблизились к трети от общего числа продаж, и во многом этому способствует реализация государственной программы льготного кредитования с низкой ставкой – 4% годовых. При этом оператор программы — Банк развития Казахстана — получает гарантированный доход и стимулирует банковскую систему кредитования, поскольку средства выдаются на возвратной основе, что опять же способствует развитию отрасли.
Реализация программы проходит более чем успешно, несмотря на то, что 2014-2015 годы стали для производителей тяжелыми из-за диспаритета курсовой разницы. Напомним, что в 2014-2015 годах в нашу страну было завезено 312 тыс. автомобилей из России, на $3,7 млрд, что составляет 20% от официального авторынка РФ. В Казахстане этот фактор сформировал отложенный спрос на 1,5 года, поставив под удар отечественное производство.
Но казахстанский автопром продемонстрировал редкостную «живучесть» даже в столь длительное время стагнации экономики, сохранив рабочие места и реализацию долгосрочных стратегий.
В прошлом году ассортимент автомобилей казахстанского производства пополнили 3 новых бренда, продолжается переход на мелкоузловую сборку, полную сварку и покраску автомобилей казахстанского производства, развитие инфраструктуры: индустриальная зона в городе Костанай, строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов в ВКО.
Сегодня средний уровень локализации в автопроме РК доведен до 33% за счет налаживания сварки и покраски кузова ряда моделей на местных заводах; увеличение локализации напрямую влияет на понижение розничной стоимости автомобилей.
Всего же в Казахстане за весь период существования казахстанского автопрома было произведено 124 тыс. машин на сумму 650 млрд тенге
Напомним, что цена автомобильного рынка Казахстана даже в непростой 2015 составила $7,4 млрд. Общий объем казахстанского рынка в ближайшие 10 лет при сохранении модели развития превысит $52 млрд.
Именно поэтому в рынке Казахстана так заинтересованы ближайшие соседи — имеющие действующий автопром России и Узбекистана. Для третьего соседа — Китая — непосредственно казахстанский рынок слишком мал, чтобы рассматривать его в качестве стратегического рынка сбыта. Мы интересны больше в качестве партнера, через которого можно выйти на рынок ТС, поэтому высока заинтересованность в трансферте инновационных технологий производства в РК.
В 2015 году по сравнению с 2014 годом объем продаж автомобилей в России сократился на 35,7%, а производство – на 36%. Российский рынок новых авто по итогам 2015 оценивается в $19, 2 млрд. Всего же в России за 2015 было произведено автомобилей на сумму $15 млрд (по оценкам АКАБ), что говорит о потенциально значимых потерях экономики РФ в случае развития казахстанского производства.
В стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2020 года планируется увеличение объема сбыта готовой продукции на авторынки Казахстана и Белоруссии. Соответственно, развитие собственной индустрии на территории Казахстана является крайне нежелательным для России, привыкшей получать долю прибыли с освоенного рынка.
Автопром в Узбекистане является приоритетной отраслью и представлен двумя большими заводами. Объем производства автомобилей в 2015 году составил 185 400 единиц. Тем не менее, кризисные явления отразились на показателях отрасли, сократив объем производства на 25%.
И Казахстан, и Россия являются основными экспортными направлениями узбекских автопроизводителей, и потерять один из них – значит, потерять гарантированную прибыль.
В 2014 году объем официального экспорта автомобилей в Казахстан составил 25 406 машин.
Напомним, что в тот же предкризисный год в Казахстане было продано 32 281 единиц автомобилей отечественного производства.
Автопром в Узбекистане определен статусом стратегически важной отрасли и имеет агрессивный характер. Узбекской стороной принят ряд заградительных мер. Например, с начала 2016 года правительство Узбекистана своим постановлением ввело акциз в размере 70% на импорт малогабаритных грузовиков.
В целом, в узбекской в автомобильной промышленности задействованы 25 тыс. чел., включая смежные отрасли. В стоимостном выражении объем производства в 2015 оценивается в $1,3 млрд.
Китайский автопром является лидером машиностроительной индустрии по нескольким направлениям, наиболее важная из которых – создание линейки электромобилей на литий-ионных батареях для масс-маркета.
Сегодня 33% всех электрокаров в мире приходится на долю Китая, который занимается в основном бюджетными электрокарами. Ожидается, что к 2020 году по дорогам Китая будет ездить не менее пяти миллионов электрических машин.
Технологический прорыв, совершенный Китаем за последнее десятилетие, вывел страну на лидирующие места в мире в области развития наукоемкого производства. Для Казахстана как обладателя значительных ресурсов лития (основной компонент литиево-ионных батарей электрокаров), гибкого молодого автопрома в сочетании с возможностями прямого выхода на площадки Таможенного союза, появляются весьма конкретные и логичные перспективы развития отрасли.
В международной практике существует ряд инструментов защиты собственного автомобильного производства, начиная от таможенных пошлин в размере 30%- 275% до полного запрета ввоза подержанных или новых автомобилей извне (в этом плане законодательство Казахстана остается весьма лояльным, а рынок остается уязвимым для внешнего управления).
Например, Китай снизил налоги производителям небольших отечественных автомобилей, что позволило сбросить цены на продукцию и увеличить объем продаж. Так, структура спроса изменилась в пользу китайских машин, сейчас 94 из 100 реализуемых автомобилей в КНР выпускаются внутри страны.
Бразилия, Малайзия и Таиланд, также относительно недавно начав развивать свой автопром, совершили настоящий прорыв в своей промышленности. В Индии пошлины на ввоз авто составляют 120%, в Малайзии — 135%, в Бразилии — 90%, в Таиланде — 80%.
Такие жесткие меры поддержки применяются во всех странах, входящих в ВТО: лоббирование интересов национальных производителей является неотъемлемой частью стратегии долгосрочного экономического роста стран с высоким уровнем развития производства автомобилей.
С учетом открытости казахстанского автопрома новым технологиям и существующим показателям успешное развитие отрасли крайне невыгодно соседним странам, так как наше развитие означает для них потерю рынка и, соответственно, исторически гарантированного дохода.
Объем импорта автомобилей из России составляет от $700 млн до $1,5 млрд, из Узбекистана — от $10 млн до $200 млн; это прямые потери указанных государств, которые они понесут при развитии локального автопроизводства в РК.
Суммы потерь исторически гарантированных доходов для этих стран объясняют, почему развитие автомобильной промышленности и любой промышленности в Казахстане крайне невыгодно для наших партнеров по ТС. Объясняет это и количество экспертов, которые различными методами продвигают мнение невыгодности и нецелесообразности казахстанского автопрома.
Казахстанский автопром за последние годы стал своего рода витриной, отображающей состояние других производительных отраслей страны, развитие которых так необходимо Казахстану, но так экономически невыгодно странам, считающим рынок Казахстана своим, потому что потеря прибыли с уже освоенного рынка Казахстана очень высока.
Но, уважая соседей, не стоит забывать о ценности собственной свободы. В том числе и экономической.
У нас есть уникальная возможность вырваться вперед, и такая возможность больше не повторится, если мы ее упустим. Безусловно, многим не нравится, что мы стали устанавливать наши правила на нашей территории, все меньше отдавая заработанное на благо узбекского или российского автопрома.