Социальные сети сегодня — отличный инструмент для бунтов. Это ощутили на себе даже такие казалось бы стабильные страны, как Великобритания. Всего 5 лет назад, в 2011 году Лондон за несколько часов был охвачен пламенем бунтов. Ключевым способом координации действий уличных банд стал популярный на тот момент мессенджер Blackberry. Налетчики умело координировали свои действия и погромы, несколько часов успешно противостоя полиции. Уже после того, как накал бунтов спал, производители Blackberry официально извинились перед властями страны, которую традиционно считают одним из оплотов современной демократии.
Сегодня мессенджер WhatsApp является более продвинутым аналогом того самого Blackberry. Технология изменилась — инструмент стал более совершенным. На этом фоне любопытно вспомнить, как именно развивались события в Лондоне в 2011 году — об этом статья The Guardian:
«Всего пару десятков лет назад мегафон в руках организаторов протестов был неотъемлемым явлением. Современные митинги и беспорядки разжигаются пламенными речами в социальных сетях.
Протесты 2011 г. в Британском городке Тоттенхем начались в Facebook c выражения всеобщей скорби по поводу гибели местного жителя Марка Дуггана. Очень быстро соболезнования родным сменились на призывы отомстить. Спустя всего пять часов, в 10:30 перед полицейским участком собралась толпа в более чем 7500 тысяч человек, а уже в 10:45 был подожжён автобус.
Тем временем
на странице в Facebook появилось сообщение: «Загружайте фотографии и видео из Тоттенхема. Распространяйте информацию, рассылайте сообщения, рассказывайте людям, почему всё это переросло в бунт»
Однако конкретных признаков, указывающих на то, что мирная демонстрация перерастет в беспорядки, в сообщениях в Facebook не было. Twitter содержал немного больше информации – сообщения о выборе Воскресного Карнавала в Хэкни в качестве мишени для беспорядков были замечены полицией, мероприятие сразу же отменили.
Скотланд Ярд тогда заявил, что подстрекательство к насилию в Твиттере не останется безнаказанным. Помощник заместителя комиссара Стивен Каванах подтвердил, что офицеры просматривали социальную сеть в ходе расследований случаев мародёрства и беспорядков.
Самым продвинутым и современным на тот момент инструментом проведения митингов стала закрытая социальная сеть BlackBerry Мессенджер.
Смартфоны BlackBerry преобладали среди британской молодёжи (37% от общего числа). Мессенджер позволяет отправлять сообщения от одного ко многим пользователям в кругу их контактов и стал заменой традиционным текстовым сообщениям, потому что он мгновенный, бесплатный и охватывает гораздо больше людей.
И в отличии от Twitter или Facebook, большинство сообщений BlackBerry не отслеживаются властями (именно поэтому подростки в Эмиратах предпочитают BlackBerry, когда делятся слухами о властях и правящих кругах).
Одно из сообщений в BlackBerry, попавшее в распоряжение журналистов из различных источников, призывало к погромам магазинов на Оксфорд стрит «каждого со всех окраин Лондона».
Сообщение гласило: «Все со всех окраин Лондона, встречаемся в центре Лондона на Оксфорд Цирке!!!
Незащищённые магазины будут разгромлены, так что приходите и берите барахло (бесплатно!!!)
Блокируйте концы улиц и используйте цветную одежду, если видите брата – приветствуйте! Видите полицейского – стреляйте!»
Ещё одно сообщение, высланное незадолго до вспышки насилия в Энфилде: «Всем в Эдмонтоне, Энфилде собираемся на станции Энфилд в 4 часа ровно!».
Дженни Джонс, бывший заместитель мэра Лондона, винила во всём нехватку ресурсов для отслеживания твитов и обновлений статусов. «Вполне возможно, что при наличии больших ресурсов правоохранительные органы могли бы предотвратить беспорядки», говорит Джонс.
Тем не менее, вполне возможно, что мы смотрим совсем не туда. Жители Тоттенхема в 1985 г. разнесли в пух и прах средства массовой информации за запугивание общественности протестующими. Например, газета Daily Express предположила, что некоторые из них были специально обучены в России. Протестующие сегодня могут с не меньшим сюрпризом узнать о «Хаосе, спланированном в Twitter».
Источник the Guardian