Депутат мажилиса парламента РК Нуртай Сабильянов обрушился с критикой по поводу использования бюджетных средств на некоторые государственные программы.
Говоря о реализации программы «Дорожная карта бизнеса 2020», депутат отметил, что в 2015 году из республиканского бюджета регионам в рамках программы было выделено 52,8 млрд тенге трансфертов, в том числе на поддержку частного предпринимательства – 34,9 млрд тенге и на развитие индустриальной инфраструктуры — 17,9 млрд.тенге. Какова судьба выделенных денег — неизвестно.
— То есть
со стороны государства для развития предпринимательства инфраструктура создается, а вот как дальше работают наши предприниматели, приносят ли доход в бюджет и пользу обществу – неизвестно,
— заявил Сабильянов. — Необходимый мониторинг по результатам деятельности субъектов предпринимательства в условиях созданной инфраструктуры не проводится.
По словам депутата, неосвоение по трансфертам составило 1,85 млрд тенге. При этом на развитие конкретных индустриальных зон государство в 2015 году направило 6,9 млрд.тенге. Возникает вопрос: оправдываются ли расходы на индустриальные зоны для развития производства и в целом для экономики страны. Какова отдача от расходования средств на них?
— У нас есть подобный опыт, когда с 2003 по 2015 годы на инфраструктуру Специальных экономических зон государство направило 237,9 млрд тенге, в том числе 93,6 млрд тенге — из Нацфонда РК, — приводит цифры Нуртай Сабильянов. — Однако за этот период
мы не увидели значительных результатов от Специальных экономических зон для экономики Казахстана и пополнения государственного бюджета
В настоящее время государственные объекты инфраструктуры СЭЗ передаются в уставный капитал АО «KAZNEX INVEST». Настораживает – не повторят ли индустриальные зоны судьбу Специальных экономических зон?
В связи с этим, полагает депутат, использование бюджетных денег на такие цели должно усиленно контролироваться.
Говоря о субсидировании субъектов предпринимательства, мажилисмен также указал на наличие откровенно сомнительных моментов.
— В предыдущие годы по программе «Дорожная карта бизнеса 2020»
субсидировались предприятия оптово-розничной торговли, гостиничного бизнеса, отдыха и развлечений, субъекты предпринимательства, имеющие проблемные кредиты, которые не уплачивали налоги в бюджет, не открывали рабочих мест,
— подчеркнул Сабильянов. — В 2014 году было выдано субсидий субъектам предпринимательства на сумму 20,4 млрд тенге. Основную часть налоговых поступлений обеспечили 100 субъектов предпринимательства, это 3% от 3 647 субъектов предпринимательства.
Если сравнить эти данные с 2015 годом, то можно увидеть, что 4 424 субъекта предпринимательства получили субсидии на общую сумму 26,7 млрд тенге. Среди них 1700 (40%) субъектов предпринимательства непроизводственной сферы, занимающиеся оптово-розничной торговлей, операциями с недвижимым имуществом, предоставляющие услуги по организации проживания, отдыха и развлечений, в сфере образования и так далее.
Участниками программы в 2015 году было уплачены КПН 23 млрд тенге и ИПН 16,7 млрд тенге. Основную их часть обеспечили 200 субъектов предпринимательства, или 4% от просубсидированных участников программы.
Анализ данных показал, что получение субсидий не повлияло на значительное увеличение налоговых поступлений или открытие дополнительных рабочих мест, а также на рост заработной платы. Значит бюджетные деньги были неэффективно использованы.
— Спрашивается – какой смысл субсидировать обычные компании, каких в Казахстане тысячи? — возмущается мажилисмен. —
Почему в программе участвуют недобросовестные субъекты предпринимательства, которые не развивают производство, становятся убыточными, не уплачивают налоги, бездействуют?
Также у депутата вызывает сомнение необходимость затрат по сервисной поддержке и бизнес школам в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020» (оператор – НПП РК «Атамекен»). 35 174 гражданам оказаны сервисные услуги, на реализацию которых израсходовано 1,6 млрд тенге. Открыли ли они свое дело – не анализируется.
— В связи с этим считаю необходимым исключить из программы «Дорожная карта бизнеса 2020» субсидирование субъектов предпринимательства, занятых в непроизводственной сфере (занимающихся оптово-розничной торговлей, арендой и эксплуатацией недвижимости, гостиничным бизнесом, в сфере отдыха и развлечений).
И еще одна тенденция беспокоит депутата. По «Программе посткризисного восстановления» (оздоровление конкурентоспособных предприятий — администратор БП–минфин РК) субсидировано 55 компаний, из них 32 компании занимаются оптово-розничной торговлей, арендой недвижимости, гостиничным бизнесом, организацией отдыха и развлечений. С 2011 по 2015 годы из республиканского бюджета было выделено 57,8 млрд тенге.
В 2015 году им было выдано субсидий на сумму 15,8 млрд тенге. Всего участниками программы было уплачено: КПН 2,3 млрд тенге, ИПН 1,7 млрд тенге.
— В итоге ни в 2014-м, ни в 2015 году большого увеличения налоговых поступлений (КПН и ИПН) в бюджет и увеличения рабочих мест по этим компаниям не было. Тем не менее, в бюджете 2016 года для них снова предусмотрены безвозмездные средства в размере 9,5 млрд тенге.
Чем эти обычные 32 компании непроизводственной сферы заслужили безвозмездные безвозвратные деньги из бюджета? К сожалению, иногда
безвозмездное предоставление бюджетных средств приводит к иждивенческому настроению предпринимателей
Исходя из данных о реализации данной Программы, можно говорить о неэффективном расходовании бюджетных средств, — подвел итог мажилисмен Нуртай Сабильянов.