Нур-Султан
Сейчас
5
Завтра
-3
USD
440
-4.49
EUR
475
-4.86
RUB
5.75
-0.04

Деньги Нацфонда и ЕНПФ мы съедим за 5 лет. Нужна еще одна девальвация?

7773

К тому же, отмечают экономисты, параллельно реализуются планы по повышению налоговой нагрузки.

— Дополнительно нагрузить 300-400 предприятий, чтобы собрать 40 млрд тенге и в то же время 170 млрд тенге отдать 28 предприятиям

Мне кажется, это далеко не самое оптимальное расходование ограниченных бюджетных средств, — сказал председатель попечительского совета Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев, во время конференции «Бюджетная и курсовая политики в условиях низких цен на нефть», организованной НОФ «Аспандау».

Что не так с нашей экономикой?

Интересно, что Ошакбаев обозначил болевые точки нашей экономики:

  • Текущая структура доходной части бюджета уже свидетельствует о его высокой уязвимости. Нефтяные поступления составляют 3,2 трлн тенге или всего 43% доходов госказны. Соответственно, нефтяные поступления (трансферт из Нацфонда и экспортная таможенная пошлина) обеспечивают около 57% (4,2 трлн тенге) доходов республиканского бюджета. Таким образом,

нефтяной дефицит бюджета составит 6 трлн тенге, или 13,5% ВВП, и будет покрыт за счет трансфертов из Нацфонда (4 трлн тенге),

экспортной таможенной пошлины (0,5 трлн тенге), а также средств ЕНПФ и внешних займов (1,5 трлн тенге).

  • Помимо использования средств Нацфонда через механизм гарантированного трансферта (8 млрд долларов), с 2009 года стало «традицией» выделять средства госкомпаниям из Нацфонда напрямую, вне республиканского бюджета.
  • Налоговая нагрузка повышается: снижен минимальный порог для постановки на учет по НДС, отменены специальные налоговые режимы, налог на розничные продажи, налог с продаж и т. д.
  • Помимо налоговых платежей резко расширяются обязательства бизнеса по уплате внебюджетных взносов: обязательное социальное медицинское страхование, расширенная ответственность производителя за утилизацию и переработку своей продукции, взносы бизнеса в саморегулируемые организации. Данные взносы будут выплачиваться предпринимателями в дополнение к уже действующим внебюджетным взносам: взносы в государственный фонд социального страхования, обязательные пенсионные отчисления 1% совокупного годового дохода недропользователей в Автономный кластерный фонд и др.
  • Активное привлечение внешних займов приводит к увеличению расходов бюджета на обслуживание долгов. Затраты на обслуживание долга увеличились за 4 года в 4,4 раза (со 130 до 577 млрд тенге), что заметно превышает отдельные важные статьи расходов, например, на образование.
  • Помимо официального внешнего долга существует так называемое «расширенное» понимание, которое включает долг субъектов квазигоссектора в размере почти 20 млрд долларов.
  • Согласно данным МВФ, соотношение правительственного долга РК к ВВП в 2014-2015 гг. возросло с 14,7% до 23,3%. Несмотря на то, что в развитых странах госдолг достигает 90-100%, в ресурсных странах ситуация иная — Австралия (37%), Азербайджан (36%), Чили (17%), Индонезия (27%), Иран (17%), Норвегия (28%), Россия (18%).

Нужен мораторий

Как ни странно, рецепт выхода экономист видит достаточно простым — точнее, кратким в своей формулировке. А вот насколько легко это реализовать — совсем иной вопрос:

— Принимая во внимание вероятное падение валютных доходов, представляется разумным не увеличивать уровень госдолга и долгов госкомпаний, — считает эксперт. — В первую очередь необходимо прекратить финансирование квазигоссектора и оптимизировать расходы «имиджевых» проектов и мероприятий, а на новые вообще нужно наложить мораторий.

 

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter