Анализ бюджета Казахстана удручает: как бы сейчас ни укреплялись цены на нефть, стране нужны более решительные меры для выхода экономики «в плюс». Ведь системный экономический кризис в стране начал формироваться задолго до обрушения цен на энергоносители: с 2008 года государственный внешний долг Казахстана вырос с 2,2 до 12,9 млрд долларов.
Итогом падения нефтяных доходов стало активное использование денег из Нацфонда: с 2007 по 2016 гг. ради поддержания курса тенге из национальной копилки было выделено порядка 33,2 млрд долларов. При этом около половины средств, 15,8 млрд долларов, было освоено вне республиканского бюджета.
В 2016 году вне бюджета планируется выделить значительные суммы из ЕНПФ и Нацфонда
— на приобретение облигаций банков второго уровня и национальных управляющих компаний, а также для строительства жилья. Тратить так деньги политически неразумно и экономически опасно, считают эксперты Центра прикладных исследований «Талап».
К тому же, отмечают экономисты, параллельно реализуются планы по повышению налоговой нагрузки.
— Дополнительно нагрузить 300-400 предприятий, чтобы собрать 40 млрд тенге и в то же время 170 млрд тенге отдать 28 предприятиям
Мне кажется, это далеко не самое оптимальное расходование ограниченных бюджетных средств, — сказал председатель попечительского совета Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев, во время конференции «Бюджетная и курсовая политики в условиях низких цен на нефть», организованной НОФ «Аспандау».
Интересно, что Ошакбаев обозначил болевые точки нашей экономики:
нефтяной дефицит бюджета составит 6 трлн тенге, или 13,5% ВВП, и будет покрыт за счет трансфертов из Нацфонда (4 трлн тенге),
экспортной таможенной пошлины (0,5 трлн тенге), а также средств ЕНПФ и внешних займов (1,5 трлн тенге).
Как ни странно, рецепт выхода экономист видит достаточно простым — точнее, кратким в своей формулировке. А вот насколько легко это реализовать — совсем иной вопрос:
— Принимая во внимание вероятное падение валютных доходов, представляется разумным не увеличивать уровень госдолга и долгов госкомпаний, — считает эксперт. — В первую очередь необходимо прекратить финансирование квазигоссектора и оптимизировать расходы «имиджевых» проектов и мероприятий, а на новые вообще нужно наложить мораторий.