Хотя почти половина казахстанцев отмечают ухудшение материального положения их семей за последний год и ждут роста безработицы в ближайшие 12 месяцев, примерно столько же из них ставят на укрепление тенге к доллару и ожидают, что ближайшее пятилетие будет хорошим для экономики страны. Но чего уж точно не ждет большинство из них, так это снижения потребительских цен.
Такие сведения содержатся в информации исследовательской компании «GfK Kazakhstan», которая с января 2016 года проводит опрос населения по измерению инфляционных ожиданий в нашей стране. Результаты опроса за январь-апрель были опубликованы на сайте Нацбанка 6 мая. Он проводится ежемесячно среди взрослого населения посредством телефонных интервью. Репрезентативная выборка включает 1500 респондентов, включая все областные центры с населением более 250 тысяч человек, Алматы и Астану. В опросник из 29 основных вопросов входит 6 категорий, охватывающих ожидания населения в отношении инфляции, его доходы и материальное положение, восприятие динамики обменного курса тенге, сберегательное и кредитное поведение населения, а также перспективы развития экономики.
Начнем с ответов на последнюю категорию. В апреле 55,7% опрошенных считали, что в ближайшие 12 месяцев безработица вырастет, тогда как 23,3% полагали, что она останется на текущем уровне, а 11,2% ожидали ее снижения. В январе доля пессимистов была выше – 65,0%, а оптимистов – ниже (9,6%). Любопытно, что при этом 23,7% опрошенных считают, что ближайшие 12 месяцев будут для отечественной экономики хорошим временем, 17,6% считают, что хорошим, но не всем, тогда как 28,4% не видят вообще ни плюсов, ни минусов. Пессимистов здесь набралось лишь 22%. В 5-летней же перспективе доля оптимистов, считающих, что предстоящие годы будут хорошими для экономики, поднимается до 44,8%, тогда как плохие времена предсказывают лишь 9% опрошенных.
Как Вы считаете, в ближайшие 12 месяцев уровень безработицы:
Источник: GfK Kazakhstan.
В сберегательно-кредитной части опроса внимание привлекла высокая доля респондентов, не имевших в апреле личных сбережений (82,4%), а также высокая доля наличных у тех, кто располагал денежными накоплениями: 35,2% против 58,7%, хранивших средства на депозитах. При этом доля тенге в наличных сбережениях оказалась весьма высокой – 75,3%, тогда как на доллары пришлось 35,5%. Тех, кто сумел приумножить свои сбережения и накопления за последние 12 месяцев, набралось 34,1% против 20,5%, сообщивших об их снижении. Однако 88,4% опрошенных заявили, что за апрель не сумели отложить некую сумму денег на будущее. И уж совсем пессимистично выглядит доля в 36,3% тех соотечественников, полагающих, что сейчас плохое время для сбережений, по сравнению с теми, кто считают его хорошим, — их оказалось лишь 17,9%.
Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние 12 месяцев?
Источник: GfK Kazakhstan.
Что касается собственно инфляционных ожиданий, то здесь ощущения казахстанцев вполне соответствуют данным официальной статистики. К примеру, в апреле 41,9% респондентов указали на очень сильный рост потребительских цен на потребительские товары и услуги за март. Доля же тех, кто считает инфляцию умеренной, составила 45,5%, тогда как лишь 0,7% заявили о снижении цен, а 7,9% не ощутили изменений. Ускорение инфляции за последние 12 месяцев, то есть в годовом выражении, отметило подавляющее большинство опрошенных — 71,7%. Напомним, что годовая инфляция и в самом деле ощутимо растет в последнее время – с 13,6% в декабре она поднялась до 16,3% в апреле.