Слова Каната Бозумбаева, министра энергетики, удивили экспертов Wall Street Journal: 25 мая министр сообщил, что консорциум в составе компаний Chevron, ExxonMobil, ЛУКйол и КазМунайГаз решил инвестировать 37 млрд долларов в увеличение добычи на месторождении Тенгиз. Это в эпоху, когда цены на нефть падают и все уверены, что времена большой нефти закончились!
Зачем инвестировать 37 млрд долларов?
Говоря об этом, Бозумбаев сообщил, что недавние встречи с компанией Chevron, являющейся партнером Казахстана по проекту Тенгиз и головным оператором этого месторождения, имели цель взаимно подтвердить намерение сторон произвести указанные инвестиции в месторождение, уже дающее 500 тысяч баррелей нефти в сутки (примерно 74 тысячи тонн). В результате работы в рамках реализации 37-миллиардной инвестиционной программы,
уровень добычи повысится до 760 тысяч баррелей нефти в сутки,
т. е. более 120 тысяч тонн в сутки до 2021 г.
Некоторые эксперты из нефтегазового сообщества сочли этот шаг неожиданным. В первую очередь из-за размера инвестиций во времена, когда большинство компаний в области разведки и добычи углеводородов предпочитают воздерживаться от крупных вложений и постоянно напоминают, что времена высоких цен на нефть невозвратно прошли.
Тут важно напомнить, что добыча на Тенгизе сопряжена с некоторыми достаточно экстремальными природными и технологическими проблемами. Удаленность месторождения и суровые условия работы, высокое содержание серы и сероводорода в добываемой нефти заставляют компанию-оператора изобретать и строить особые, подогнанные под индивидуальный проект, инфраструктурные объекты. Сера и сероводород, а также объекты и средства, связанные с необходимостью их отсекать и перерабатывать, стали причиной задержки ввода в коммерческую эксплуатацию месторождения Кашаган.
Но международный консорциум в составе лучших компаний Америки и Евразии непреклонно ведет проект увеличения тенгизской добычи к реализации. Логика понятна — в сравнении с Кашаганом это раскрученное и дающее стабильный уровень и объемы добычи месторождение, которое достаточно хорошо изучено. Объем рисков здесь значительно меньше – месторождение расположено на суше, а не вдали от берегов, как Кашаган. Совокупно все эти факторы стабильности и устойчивости стоят 37 миллиардов. Очевидно,
крупные нефтяные компании готовы расширяться вопреки уже воцарившемуся убеждению, что эпоха нефти закончена
Наверняка за таким крупным вложением в 37 млрд долларов стоят не околофилософские рассуждения, а прагматичный бухгалтерский расчет.