Каждые три секунды в мире покупается одна порция мороженого. Значит, надо разобраться в качестве продукта, чтобы покупать лучшее!
Для дегустации мы поначалу старались выбирать пломбир, но поскольку ассортимент пломбира во всех торговых точках, где мы побывали, был невелик, решили — будем брать не пломбир, но молочное мороженое.
До места дегустации мороженое доставили в специальном переносном холодильнике. Проводили ее в Научно-практическом центре санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга Комитета государственного санэпиднадзора Министрества здравоохранения. Экспертами выступили санитарные врачи, специалисты по гигиене питания, технологи молочных производств. Были в комиссии и юристы, специализирующиеся на защите прав потребителей. Причем, не только алматинцы, но и из Астаны, Актобе, Кокшетау и других городов Казахстана.
Мороженое на дегустационный стол подавали по одному, под номерами, предварительно переложив на тарелку. Эксперты по пятибалльной системе оценивали органолептические показатели мороженого — внешний вид, запах, консистенцию и конечно же вкус освежающего лакомства.
— Мы оценивали мороженое, ориентируясь на существующие нормативные документы, — пояснила Артык Сейткалиева, президент Общества защиты прав потребителей “Адал”. — Согласно им структура мороженого должна быть однородной, без ощутимых кусочков жира и кристаллов льда. Глазурь, если она есть, тоже должна быть однородной, не должна крошиться и обсыпаться при вскрытии упаковки. Сам пломбир должен быть однородным по цвету, белым или с легким желтоватым оттенком, что вполне характерно для молока. Запах и вкус должны быть чистыми, характерными для пломбира, без посторонних привкусов и запахов.
Дефекты мороженого, особенно консистенции, достаточно часто встречаются, отметили специалисты. Грубая консистенция, при которой ощутимы кристаллы льда, возникает при нарушении режима замораживания или недостаточной гомогенизации смеси, а также при резких колебаниях температуры. Результатом неправильной гомогенизации будет и маслянистый привкус. Слишком плотная консистенция характерна для недостаточно взбитого мороженого, а кристаллики льда в мороженом получаются довольно крупными и ощутимыми при несоблюдении режима замораживания и хранения продукции. Дефекты вкуса и запаха возникают при использовании некачественного сырья — молока, сливок, масла, которые «переходят» в готовый продукт.
Образец №1. Пломбир классический. Производитель — “Золотой стандарт”, Инмарко.
— Консистенция мягкая, однородная, мороженое нежное, послевкусие приятное. Однако ощущается переизбыток ароматизатора во вкусе и запахе. Потому и оценка чуть ниже “пятерки” – 4,6 балла, — отметила технолог производства мороженого Гульнар Мусылманбекова.
Образец №2. “Настоящий пломбир”, производитель — компания “FRIGО”.
На упаковочке красовалась надпись “СССР”, намекая, видимо, на то, что это мороженое способно напомнить покупателю давно забытый вкус детства. Да, было вкусно. Но слишком сладко. Да и аромат оказался у этого мороженого излишне приторным. Слишком много ванилина положил в лакомство производитель.
— Консистенция у этого мороженного однородная, но очень уж кажется подозрительным, что это мороженое стоит и не тает. Похоже, оно напичкано консервантами, которые и не дают ему портиться, — заметила Лариса Лян, специалист по гигиене питания Алматинского Департамента по защите прав потребителей.
Оценка этого образца 4,2 балла из пяти возможных.
Образец №3. Пломбир Алматинской фабрики мороженного, Шинлайн.
Консистенция неоднородная, с кусочками льда. Вкус – неприятный, салистый.
— Консистенция у этого мороженого снежистая, это минус. Очень часто такая консистенция мороженого является не результатом нарушений в технологическом процессе, а результатом нарушения условий хранения: если мороженое растаяло, а его опять заморозили. — отметила Гульнар Масынмалбекова.
— Такое мороженое ни в коем случае нельзя употреблять, — вступает в беседу Лариса Лян. — Ведь неизвестно, сколько оно простояло в растаявшем виде. Молочная среда является оптимальной для развития неблагоприятной микрофлоры. В тепле из одной микробной клетки за очень короткое время может появиться тысяча. Очень велика опасность заболевания.
Такое мороженое — растаявшее и вновь замороженное — реализовывать в торговых точках запрещено, пояснили эксперты. Но, увы, вовсю продается — я же как-то купила! Многие продавцы, кстати, предупреждают покупателей о повторной заморозке мороженого, но поскольку дают скидку на подтаявший продукт, потребители добровольно его приобретают. Скидка же!.. От себя могу добавить — в одном из супермаркетов холодильник с мороженым едва “холодил”, мороженое в нем было совсем даже не холодным. В ответ на мою жалобу сотрудник магазина равнодушно сказал: “Не нравится — не берите. У нас свет отключали, вот все и растаяло”. Конечно, там мы мороженое брать не стали. Отправились в другие торговые точки. Но ведь свет у нас периодически отключают по всему городу, вряд ли кто отслеживает судьбы растаявших брикетов холодного лакомства…
Как бы там ни было, оценка этого образца – “двойка”. Вполне “заслуженная”, по мнению комиссии.
Образец №4. “Настоящий пломбир”. Производитель — “Шинлайн”.
Консистенция однородная, но чересчур мягкая, вязкая. Аромат — приятный, нежный. Вкус — настоящий “пломбирный”, тут производители не обманули. Однако во вкусе слегка ощущается салистость, что и повлияло на оценку — 4,2 балла.
Образец №5. “Классический пломбир”, производитель — “Талосто”.
Консистенция мороженого неоднородная, вязкая, тягучая. Вкус – чрезмерно салистый. Ощущаются чрезмерно “жирные” нотки и в запахе.
Оценка — 3,2 балла.
Образец №6. Мороженое без названия, производитель — “Соппо Италия”.
Этот образец экспертам понравился — консистенция однородная, воздушная, нежная. Аромат и вкус — сливочно-ванильные, в меру сладкие, приятные, без посторонних ноток.
Оценка — 4,9 балла.
Образец №7. “Йогуртное с ананасом”. Производитель – компания “Русский холод”.
Внешне образец выглядел замечательно, я бы даже сказала празднично — большая коробка мороженого, украшенного кусочками ананаса. А вот что касается прочих органолептических показателей, тут мнения экспертов разделились. Части дегустационной комиссии этот образец совершенно не понравился. В качестве недостатков образца они назвали пенистую консистенцию мороженного и кисловатый привкус. А другим экспертам именно этот образец показался самым вкусным и они высоко оценили нежную кислинку фруктового наполнителя, то есть кусочков ароматного ананаса.
А в среднем вышло 4,1 балла.
Образец №8. “Классическое ванильное”, производитель ТОО “Айс мастер — Айс Крим”.
Консистенция нежная, запах ванили ненавязчивый, можно даже сказать вообще отсутствует. А вкус – не очень приятный, с салистым послевкусием.
Потому и оценка невысокая — 3,3 балла.
Выводы
Первое место и 4,9 баллов из пяти наша экспертная комиссия отдала образцу №6 — безымянное мороженое от “Coppo italia”. А на последнем – с двойкой за органолептические качества – пломбир от Алматинской фабрики мороженого (образец №3).
В целом же все мороженое было неплохое, без явных пороков и дефектов, что и порадовало наших экспертов – как профессиональных, так и гостей — представителей региональных обществ защиты прав потребителей.