Как сделать духовой оркестр, которому в прошлом году исполнилось 25 лет, коммерчески успешным? Об этом разговор с главным директором Государственного духового оркестра РК Канатом Ахметовым. И говорить мы будем, конечно же, о музыке…
— Вы заметили разницу между зрителем, который ходил к вам в начале 1990-х, и тем, кто ходит сейчас? Что-то изменилось в нас – зрителях?
— Думаю, что со зрителем у нас установился контакт с первого концерта. От него шло тепло и некоторая доля удивления, поскольку мы на первую репетицию собрались 1 марта, а 22 марта уже дали первый концерт в рамках конкурса исполнителей Средней Азии и Казахстана, Башкортостана, Татарстана и Азербайджана.
— Где был концерт?
— В здании «Казахконцерта». Мы к своему зрителю не то что привыкли — мы его воспитываем. Мы его образовываем, поэтому от нас всегда ждут чего-то нового, интересного и познавательного. Поэтому я бы не сказал, что есть какая-то разница. Наш зритель – самый благодарный. Он ждет с нами встречи. И вы знаете,
залы у нас всегда битком набиты. Раньше мы добавляли 50 стульев, 100, 200. Сейчас — 350
У меня к вам встречный вопрос. Как долго вы ходите на наши концерты?
— Я из тех зрителей, которые с вами с самых первых концертов. В 1990 году я родила дочку, слушала ваши концерты, когда была беременной. И самое первое посещение вашего концерта моей дочерью состоялось еще внутриутробно. Мне нравится, что каждый ваш концерт – это праздник. На Новый Год мы брали билеты за 2 месяца, но все равно сидели на 14 ряду. И каждому гостю было шампанское. У меня дочка спросила: «Мама, а сколько стоят билеты?» Я говорю: «1500 тенге». Как удается устроить праздник в таких жестких экономических условиях? Это ваша идея или маркетинговый ход, чтобы заманить зрителей или это состояние вашей души?
— Шампанское – это атрибут Нового Года. И это у нас в традиции уже больше 20 лет. Не думаю, что это завлекалочка. Не думаю, что люди идут сюда просто попить шампанского. Но настроение это поднимает. Венский симфонический оркестр в Вене играет рождественские концерты. Естественно, там много музыки Штрауса, которую они распространили на весь мир. Это их изюминка. Наша изюминка, одна из черточек праздника – глоток шампанского. С другой стороны, наша задача все время придумывать что-то новое. Вы же представляете, что это концерт-капустник. Люди идут туда не только послушать хорошие шутки, веселые диалоги, но и хорошую музыку. И наша задача – как можно меньше повторяться. Если вы наш постоянный зритель и слушатель, то вы убеждаетесь в этом каждый раз. Такие концерты-капустники мы проводим 2 раза в год. Это Новый Год и 8 марта. Раньше билетов не было за 2 месяца. Сейчас за 3 месяца.
— Мне очень понравился концерт, где вы рассказывали о разных музыкальных инструментах, которые вообще могут быть в духовом оркестре. Этот концерт был для меня не только эстетическим наслаждением, но и дал много информации. Откуда я, обыватель, обычный зритель без музыкального образования, знаю эти инструменты? И уж тем более откуда мне знать, как они звучат по отдельности? Они же обычно звучат в оркестре.
— Значит, вы ходили с дочкой, которой было уже 7-10 лет, и попадали на наши концерты – абонементы для детей. Это один из ответов на вопрос – почему на наши концерты не достать билеты. Когда-то 5 или 7 лет мы целенаправленно давали абонементные концерты для детей – знакомство с инструментами, с их звучанием. Звучание нескольких инструментов – гармония. Давали это не назидательным тоном, а легким и даже полушутливым. И дети очень хорошо это воспринимают. Как оказалось, не только дети.
— И родители.
— Вообще, деятельность филармонии – образовательная. Так образовывается аудитория. Первой задачей, когда был молодой коллектив, было не только привлечь публику, но и чтобы каждый слушатель мог узнать что-то новое. Мы за эти 25 лет сыграли столько новой музыки, которая до этого не звучала в Казахстане, открыли столько композиторов.
— Вы имеете в виду казахстанских композиторов, которые теперь стали известны за рубежом?
— Да. Мы заставили их писать для нас. И писать хорошо. Для них это одна из лабораторий – наш казахский государственный оркестр, цель которого пропагандировать лучшие образцы казахской музыки. В этом мы преуспели. Когда мы выезжаем куда-то за рубеж, естественно, играем музыку, которая интересна и незнакома зарубежному слушателю. И везде очень хороший прием. Просто замечательный. Надо сказать, что после наших поездок, особенно на Всемирную конференцию духовых инструментов в Испании в 1993 году, 10 партитур сразу были куплены зарубежными издательствами и изданы. Они там хорошо расходятся. То есть идет информационная волна не только к нам. Экспорт, импорт.
— Экспорт искусства за рубеж.
— На Западе, конечно, искусство более коммерциализировано, чем у нас. И мы не должны отставать от этого.
— Сколько музыкантов в вашем коллективе? Почему только мужчины? Насколько я знаю, у вас только солистка прекрасного пола. Вы считаете, что духовую музыку по-настоящему может сыграть только мужчина?
— Нет. Я так не считаю.
— А почему так получилось? И как вы обновляете коллектив?
— Коллектив активно обновляется. В оркестре ежегодно идет конкурсное прослушивание. Каждый защищает свое место, не чужое. Если человек перестал заниматься и не выдерживает критериев нашего оркестра, он уходит. Почему у нас только мужчины? Еще Караян, у которого тоже в Берлинском филармоническом оркестре работали одни мужчины, говорил: «Красивая женщина в оркестре мешает мужчинам исполнять, а некрасивая – мне». Это он так шутил. Кстати, первую женщину в оркестр посадил Караян. А если говорить серьезно, то
у нас бывают очень интересные поездки в экстремальных условиях. Например, оркестру пришлось играть на улице в 38-градусный мороз
— Это где?
— В Астане у нас. Мы в Якутию еще не ездили зимой на гастроли. Бывает, и за 40 градусов температура. Может в этом проявляется наше джентльменство. Мы не берем девушек. Поделюсь своим секретом.
Когда работают одни мужчины, быстрее добиться результата. Потому что можно не контролировать язык и крепость…
— Выражений.
— Да. Информация идет доходчиво, результат достигается быстрее. Нет слез в оркестре, нет шепота, сплетен. Это конечно, касается не только женщин. Но в оркестре сложились такие отношения, что это, наверное, самый мужской коллектив. Никто не донесет, никто по углам сплетничать не будет, не будет обсуждать, кто во что одет, побрился или нет. Такие мелочи мужчины не замечают. А потом красиво же, когда выходит оркестр – 70 человек.
— Это очень красиво!
— Я видел японский оркестр, который состоит из одних девушек. Причем большой оркестр – более 100 человек. Тоже красиво!
— Какие у вас планы?
— Мы делаем концерт «Русский рок». Там будут представлены многие исполнители. Такие, как Виктор Цой, скажем.
— В исполнении духового оркестра.
— Да.
— Удивительно!
— Мы показываем то, что все люди знают. А вживую, да еще и в исполнении духового оркестра это будет что-то. То есть мы стараемся сделать что-то необычное. Тем самым не только привлекая зрителя, но и давая пищу для размышления. То есть занимаемся образованием народа. Это трудно — все время искать что-то новое, но мы делаем это, чтобы люди нас любили, знали и хотели ходить.
— Мы вас любим, знаем, ходили и будем ходить! Спасибо! Желаю вам творческих успехов! Ходить на ваши концерты каждый раз праздник.
Видеоверсию смотрите здесь